Главная » Публикации » 2011 » Ноябрь » 1

Учение с увлечением


Оцените материал!
Звонарёва Татьяна Ивановна, учитель биологии МОУ лицей, г. Электрогорска
"Учение с увлечением"
«Двое встречаются, и сразу, с первого взгляда, вспыхивает любовь. Но что-то мешает им, возникают препятствия. Какие-то силы мешают любви двух. Человек не любит математику, а математика не любит человека. Человек не терпит русский язык, и русский язык отвечает ему тем же. Человек боится истории, и она проходит мимо. Человек не любит биологию, и цветы не улыбаются ему».
А выражается это, если не в «2» в школьном дневнике, то «3» за четверть в журнале. Безнадёжный случай? Неминуемый трагический конец? С. Соловейчик предлагает выход из сложившейся ситуации: «Человек преодолевает таинственную враждебную силу, любовь его разрастается, и любовью он побеждает математику или другие страшные для него предметы». Но возможно ли это?
Возможно. «Учение с увлечением». И я посвятила этому всю свою жизнь.
«Учение с увлечением» - это пришло не вдруг, а как итог постоянной работы. Первой темой, над которой я работала, была: «Развитие познавательного интереса на уроках биологии», затем была «Оптимизация учебного процесса», «Формирование знаний, умений, навыков на урока биологии», «Проверка знаний и умений учащихся на уроках биологии», «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии». И всё больше убеждалась – без интереса нет хороших, прочных знаний.
Не секрет, что сделать процесс обучения эффективным и радостным можно лишь тогда, когда учитель и ученик трудятся вместе ради достижения общей цели. При этом ученик должен ощущать себя соавтором единого творческого процесса, когда ученик и учитель как бы дополняют друг друга. Это, на мой взгляд, возможно при использовании активных форм обучения.
В первую очередь это привлекательная цель: простая, понятная, выполняя которую он выполняет учебное действие планируемое учителем. Например, ловим солнечный зайчик – работа с микроскопом в 5 классе.
Другим часто используемым приёмом в моей работе является приём «Удивляй».
-Однажды, - говорю я, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! Возможно ли это? О какой воде идёт речь?
Проблема поставлена и ребята, перебивая друг друга, доказывают, что это возможно, что вода эта снег и лёд. А страна эта – наша великая Россия.
Мои ученики обожают « ловить ошибки» Недоучкина или в письмах ребят. Подобной формой работы является «Блеф клуб». Например, иногда я сама или ребята называют свойства, функции какого-либо органа. При этом даём правильные и неправильные ответы. Дело играющего правильно определиться: верю – не верю.
«Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок»,- В.Ф. Шаталов. Игра – мой «конёк». Игру, как метод активизации познавательной деятельности, использую во всех классах, на любом этапе урока: при объяснении, закреплении, проверки знаний, во внеклассной работе, в воспитательной работе классного руководителя.
Примерами таких уроков могут быть: Игра «Счастливый случай», «Поле чудес», «Конкурс эрудитов», «Аукцион знаний», «Суд над табаком» и т.д.
Игры в среднем и старшем звене отличаются. Готовясь к игре, или проводя её, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности класса.
Например, в 5-7 классах использую различные виды биологического лото, домино, кроссворды, головоломки, ребусы, фантастические рисунки и т. п.
В старших классах это ролевые, деловые игры. Хотя и у них интересно проходят «Клуб знатоков», театрализация. Например, на зачёте: раскрыть3 формы борьбы за существование различных организмов от первого лица. (Я – амёба…. Я – морковь…. Я – лось).
Учитывать приходиться даже время, в котором мы живём. Изучая удобрения, я играла роль бабушки, спрашивала советы, а сейчас рекламируем удобрения.
Учение с увлечением - это активные формы уроков.
Вот несколько из них.
Уроки путешествия - это могут быть уроки закрепления, обобщения знаний, а могут и раскрываться новые знания.
«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» (прилагается) – Обобщающий урок по теме «Солнечная система». Весь урок ребята отвечали по пройденной теме, но оформление кабинета, нестандартные формы опроса не давали ребятам скучать. Здесь был космический экзамен, космограмма, космическая азбука, космические игры. А в конце корреспонденты просят дать интервью. Даже физкультминутка прошла как отработка и выполнение команд «Старт» и «Пуск».
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ» - Урок новых знаний. Разнообразие растений и животных на Земле
Весь урок ребята познавали новое, но в различных формах. Они думали, слушая Бетховена и Сухомлинского, убирали ошибки из письма – парадокса, играли в «Азбуку жизни», побывали в гостях у Нептуна. НА дом получили три типа заданий на выбор. В результате я получила много писем об их путешествиях.
Я убедилась, что ребята любят творческие задания.
Следующий тип урока – заседания «КЛУБА КИНОПУТЕШЕСТВЕННИКОВ» - сочетание сообщений ребят показом диафильма «Многообразие кишечнополостных».
УРОК - СМОТР ЗНАНИЙ. На этих уроках развиваются навыки коллективной работы, любознательность, творческие способности. Смотр знаний по теме «Корень» (прилагается). На нём работа по карточкам, с гербарием, сообщения учащихся, ролевая игра «Продавец помоги покупателю», ответ на письмо Недоучкина, загадки, биологический диктант, решение логических задач.
Обобщение знаний можно проводить и как урок –КОНКУРС ЭРУДИТОВ.
Ученики сидят группами за круглыми столами. На первых столах представители команд выполняют индивидуальные задания. В это время у команд разминка, затем работа по карточкам – вопросникам. Для снятия напряжения игра «Третий лишний», лото, ответы на загадки. Всё это готовят сами ребята.
УРОК _ ПРАЗДНИК «Прощание с ботаникой» (прилагается). На этом уроке несколько форм работ: конкурс эрудитов, конкурс специалистов, размышление, ролевые игры, эстафеты и в завершение Малая Биологическая Олимпиада.
Есть темы в биологии, которые целесообразно проводить методом погружения. Так тему «Классификация цветковых растений» удобнее изучать в начале сентября, пока есть ещё цветущие растения, натуральные объекты. При погружении особенно важно разнообразие форм, чтобы поддерживать в течении всех уроков познавательный интерес, снять утомляемость. Часы распределила так: в первый день и второй по 4 часа, третий день 2 часа. Использовала такие активные формы обучения: лабораторные работы, логические задачи, решение проблемных вопросов, загадки, биологические и программированные диктанты, игры «Третий лишний», «Биологическое лото», «Биологическое домино», кроссворды, экскурсию и др. (Прилагается).
Интегрированные уроки, цель их с различных сторон раскрыть тему, углубить её понятия и экономия времени. Такие уроки я проводила с учителями литературы, химии (прилагаются). С учителем труда провела урок «Тутовый шелкопряд и шелководство».
Нельзя забывать о том, что внеклассные мероприятия должны быть также интересны и развивать творческие способности учащихся. Пресс-конференция «Курение – медленное самоубийство», театрализованный «Суд над табаком», вечер «Скажем СПИДу нет» не оставили школьников равнодушным.
Девизом своей работы я взяла слова И.П. Иванова: «КАЖДОЕ ДЕЛО ТВОРЧЕСКИ, ИНАЧЕ ЗАЧЕМ».
В своей работе я придерживаюсь следующих правил:
-Чему бы я ни учил, научить учеников своих всему, что знаю, ничего не скрывая, не искажая и не замалчивая.
-Обучая, постоянно учиться самому, не утратив до конца дней своих стремление к знанию, и воспитывать в своих учениках это высокое стремление.
-Видеть и уважать в ученике личность, не повредить ему словом или делом, защитить его от несправедливости, оградить по мере сил своих от посягательств на его здоровье и жизнь, честь и достоинство.
-Вести пропаганду здорового образа жизни. Всеми доступными мне средствами, не жалея сил и здоровья, вести профилактическую работу по борьбе с наркотиками, СПИДом, гепатитом, алкоголизмом, курением.
-Воспитать своих учеников достойными людьми и достойными гражданами и патриотами великой России.
-Уважать коллег и наставников, поддерживать их и помогать им в нашем общем деле, не опускаясь до вражды, хулы и клеветы.
-Не употреблять свой авторитет, знания и высокое звание Российского учителя в корыстных, недостойных или неблаговидных целях.
-И пусть всё, что я совершу на этом поприще, послужит славе, величию и процветанию моей Родине – Великой России.

Поиск по тегам: нетрадиционные формы уроков, внеклассные мероприятия, Дидактические игры, Учение с увлечением
Просмотров: 1957 Добавил: биолог (01.11.2011)

Облако тегов

Опрос сайта

Ваше отношение к вакцинации от гриппа?


Статистика

  • Пользователи сайта:
    58120
  • Материалы для урока:
    162
  • Публикации:
    21
  • Онлайн-тестирования:
    26
  • Фотографии в альбоме:
    51
  • Любопытные факты:
    92
  • Сайты в каталоге:
    5
  • Форумные сообщения:
    7617
  • Оставленные комментарии:
    117