Главная » Публикации » 2013 » Апрель » 9

Учебное занятие: Нервная система – дирижер нашего организма


Оцените материал!
Визитная карточка учебного занятия
Школа: муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 87 имени Л.И.Новиковой г. Нижнего Новгорода
Класс: 8
Предмет: биология
Программа: Авторы: И.Н.Пономарёва, В.М.Константинов, Р.Д.Маш, Н.Д.Андреева, Н.М.Чернова./ Под редакцией проф. И.Н.Пономарёвой.
Программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры. Программа направлена на широкое общение с живой природой, природой родного края и имеет целью развитие у школьников экологической культуры поведения в ней, воспитание ответственного отношения к природным объектам, воспитание патриотизма, любви к природе, к родине, а также к предмету биологии как важному естественнонаучному и культурному наследию.
Учитель: Бирюкова Светлана Валерьевна, учитель высшей квалификационной категории (приказ от 18.01.2011. № 55 министерства образования Нижегородской области)
Тема учебного занятия: Нервная система – дирижер нашего организма
Тип учебного занятия: проблемный
Вид учебного занятия: урок - исследование
Цели учебного занятия:
1. Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:
- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиологические понятия – центральная нервная система: головной и спинной мозг, периферическая нервная система: нервы и нервные узлы, рефлекс, рефлекторная дуга; разъяснять особенности строения и функционирования нервной системы;
- обучающиеся получат возможность научиться объяснять механизм осуществления рефлекса; доказывать важность рефлекторной деятельности нервной системы в жизнедеятельности организма.
2. Цель-способ / цель-метапредметные результаты / цель развивающая:
-обучающиеся научатся разъяснять особенности строения и функционирования нервной системы; продолжат развивать умения формулировать проблемы и предлагать пути их решения, развивать творческое мышление, монологическую речь и умение публично выступать;
- обучающиеся получат возможность научиться структурировать информацию, выделять главное, объяснять новые понятия, анализировать результаты своей деятельности и делать выводы, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
3. Цель-ценность /цель-личностные результаты / цель воспитательная:
- обучающиеся убеждаются в необходимости ответственного отношения к собственному здоровью;
- обучающиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи;
- обучающиеся осуществляют сотрудничество в ходе групповой и парной формы работы на уроке;
- обучающиеся проявляют интерес к учебному материалу и осознают важность приобретённых на уроке знаний и умений.
Исходное состояние обучающихся:
- знают и называют основные системы органов в организме, в том числе нервную систему;
- знают и называют основные виды тканей в организме, в том числе нервную ткань;
- знают строение и свойства нервной ткани, строение нервной клетки – нейрона;
- имеют представление о рефлексах и их влиянии на жизнедеятельность организма.

Проектирование учебного занятия

1. Организационный момент: 1 мин.
Приветствие, представление учителя классу:
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем урок биологии, и сегодня его проведу я – учитель биологии лицея № 87 Бирюкова С.В.
- Каким вы хотите, чтобы был наш урок?
(Интересным, полезным.)
- Вместе мы постараемся сделать урок интересным и полезным.
2. Этап актуализации знаний: 5 мин.
Учитель:
- Послушайте одну из симфоний Моцарта. Ее мелодию создают смычковые, духовые, ударные инструменты, каждый из них играет важную роль в оркестре, гармонично сливаясь в одно целое, огромное значение имеет дирижер.
Вся жизнедеятельность организма человека – это симфония жизни, в которой каждая система играет свою партию, а какая система исполняет роль дирижера в сложном функциональном оркестре?
(Нервная).
- В чём состоит важнейшая задача дирижера?
(в объединении частей организма, их согласованной работе).
- Глубокая осень. Больная девушка, лежа у окна, считает, сколько листьев осталось на оголенных ветвях дерева. “Я умру, — говорит она, — когда упадет последний лист”. И вот остается всего один лист. Проходит много дней, и он не падает. Девушка постепенно поправляется. Только тогда узнает она, что сосед — старый художник — нарисовал лист на стене противоположного дома в ту ночь, когда с дерева упал последний лист. Подобный случай мог иметь место в жизни. Что может помочь человеку в такой ситуации?
(Надежда, воля, эмоциональный настрой, мышление, чувства…Девушка могла бы умереть, не будь на дереве последнего листа, поддерживавшего ее надежду выздороветь).
-Без какой системы невозможно существование организма, почему?
(Она регулирует и согласует работу органов, обеспечивает постоянство внутренней среды, приспособление организма к внешней среде, психическую деятельность человека).
Учитель:
- Ребята, давайте сформулируем проблему нашего урока?
(Какое значение имеет состояние нашей нервной системы для поддержания здоровья человека?)
- Что мы должны сделать с вами для решения этой проблемы?
(должны выяснить строение и принцип работы нервной системы в организме человека). Это и будет задачей нашего урока.
Учитель предлагает учащимся сформулировать тему занятия (если учащиеся не формулируют тему, то её называет учитель): «Нервная система – дирижер нашего организма»
Учитель предлагает учащимся записать тему урока в рабочих листах.
3. Этап формирования новых знаний, умений и навыков: 20 мин.
Учитель: ребята, ваша оценка за урок будет складываться из выполнения заданий в рабочих листах и активной работы.
- Любая система жизнеспособна, когда она внутренне раздвоена. Почему?
(Две части системы выполняют разные функции, а вместе объединяются для обеспечения согласованной работы)
- Из каких двух частей (отделов) состоит нервная система?
(Нервную систему (по месту расположения) подразделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания).
Если учащиеся не отвечают на вопрос, то учитель предлагает посмотреть видеофрагмент о строении НС и даёт задание заполнить схему строения НС в рабочих листах).
Учитель предлагает проверить правильность заполнения схемы со слайда презентации.
- А что особенного у каждой из этих частей нервной системы? Что общее, а что единичное?
(Общее: обе части нервной системы состоят из нервной ткани и нервных клеток - нейронов.
Различие: ЦНС образована головным и спинным мозгом, периферическая состоит из нервов и нервных узлов).
Учитель дополняет:
Различие в функциях частей НС: ЦНС регулирует все жизненно важные функции организма, воспринимает и обрабатывает поступающую информацию, регулирует работу всех органов. ПНС участвует в осуществлении рефлексов и передает нервные импульсы от центральной нервной системы к органам и обратно).
- Давайте проиллюстрируем эту функцию НС.
- Возьмитесь за руки (впереди сидящий ученик берёт за руку сзади сидящего в своём ряду – варианте и т.д. по цепочке).
- По моей команде лёгким пожатием руки вы передаёте сигнал по цепочке от первого ученика к последнему.
- Что же происходит с информацией, которая поступает через органы чувств? Куда она отправляется? Каким образом? Это и предстоит вам выяснить, т.е. исследовать путь прохождения информации.
Учитель:
- Все учащиеся являются сотрудниками 3-х лабораторий:
1- лаборатория (1 ряд учащихся), 2 – лаборатория (2 ряд), 3 – лаборатория (3 ряд).
- Техничность задания заключается в том, чтобы выяснить принцип работы нервной системы, научиться составлять схемы рефлексов в ходе собственного исследования, организованного в парах.
Задание для 1 лаборатории (задания не озвучиваются, а раздаются парам учащихся):
Почему нам кажется, что когда мы отдернули руку от горячего предмета – это произошло мгновенно, на самом деле нервному импульсу приходиться пройти большой путь? Составьте и запишите схему данного рефлекса.
Раздражение рецепторов кожи (1) вызовет поток нервных импульсов, которые пойдут к телам нейронов нервного узла (2), по аксонам этих нейронов возбуждение дойдет до спинного мозга и вызовет возбуждение вставочных нейронов (3). Двигательный нерв (4) передаст решение спинного мозга мышцам руки (5).
Задание для 2 лаборатории:
Составьте последовательность прохождения нервного импульса в процессе безусловного рефлекса чихания при попадании пыли в носовую полость человека.
Запишите и объясните схему данного рефлекса.
Пыль, попадая в носовую полость,
раздражает рецепторы, расположенные в ее слизистой оболочке и вызывает поток нервных импульсов, которые пойдут к телам нейронов нервного узла, по аксонам этих нейронов возбуждение дойдет до головного мозга и вызовет возбуждение вставочных нейронов. Двигательный нерв передаст решение головного мозга и произойдёт сокращение межрёберных мышц, диафрагмы и прямых мышц живота, мышц гортани. Возникает
защитный рефлекс - чихание - сильный и быстрый рефлекторный выдох через ноздри.
Задание для 3 лаборатории:
Составьте последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге при автоматизированном прямолинейном движении спортсмена (бег, ходьба). Запишите и объясните схему данного рефлекса.
При растяжении мышцы возбуждаются чувствительные нервные окончания в мышечных веретенах. Импульсы от них направляются по толстым афферентным волокнам в передние рога спинного мозга, где непосредственно (без участия вставочных нейронов) передаются на альфа-мотонейроны и вызывают сокращение мышц.
Учитель организует процесс отчёта пар о проведённых ими исследованиях (одна пара из каждой лаборатории отчитывается перед классом о выполненном задании, вывешивая на доску схему рефлекса, остальные выполняют исследование в рабочих листах).
- После отчёта лабораторий учитель предлагает учащимся просмотреть видеоролик о строении рефлекторной дуги.
Учащиеся за защиту своего образовательного продукта получают оценку.
- Какой вывод можно сделать о роли рефлексов в работе нервной системы и в жизни человека?
(Рефлексы обеспечивают сохранение целостности организма (защита от повреждающих факторов внешней среды); позволяют точно ориентироваться в пространстве и времени; избегать опасности, устранять вредные для организма воздействия).
4. Применение новых знаний в новой ситуации: 10 мин.
Организуется эвристическая беседа:
- Организм — это единый сложный комплекс, нервная система обеспечивает взаимосвязь между отдельными органами и функционирование организма как единого целого.
Учёные подсчитали, что на здоровье человека (просмотр слайда) в 50% случаев оказывает влияние образ жизни. Какой из этого можно сделать вывод?
(нашим здоровьем мы можем управлять сами при помощи нервной системы, поэтому важно знать и соблюдать правила её гигиены).
- Сформулируйте правила гигиены нервной системы в своих рабочих листах?
- Ребята, а теперь озвучьте те правила, которые у вас получились?
- Давайте проверим все ли правила мы назвали? (просмотр слайда).
1. Не переутомляться.
2. Соблюдать режим дня (правильно чередовать отдых, труд и сон).
3. Получать положительные эмоции.
4. Вести здоровый образ жизни, не иметь вредных привычек.
5. Соблюдать гигиену физического и умственного труда (делать гимнастику во время перерывов в работе).
6. Закаляться, заниматься физкультурой и спортом.
7. А ещё для снятия напряжения помогает классическая музыка Моцарта, Брамса, Чайковского.
(Звучит музыка)
Учитель подводит итоги урока под музыку:
-Ребята, мы решили поставленную на уроке проблему?
- Было ли вам интересно?
5. Домашнее задание – 2 мин.
1. Изучить параграф 43 и 44, ответить на вопросы в конце параграфов.
2. Написать эссе, содержащее личный взгляд на тему урока: «Нервная система – дирижер нашего организма».

Просмотров: 1559 Добавил: биоlogi (09.04.2013)

Облако тегов

Опрос сайта

Курение


Статистика

  • Пользователи сайта:
    40423
  • Материалы для урока:
    157
  • Публикации:
    20
  • Онлайн-тестирования:
    26
  • Фотографии в альбоме:
    51
  • Любопытные факты:
    92
  • Сайты в каталоге:
    5
  • Форумные сообщения:
    104
  • Оставленные комментарии:
    114