Главная » Публикации » 2011 » Ноябрь » 1

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности при исследовательской работе.


Оцените материал!
Звонарёва Татьяна Ивановна, учитель биологии МОУ лицей, г. Электрогорска
"Методы и приёмы активизации познавательной деятельности при исследовательской работе" (мастер - класс)
В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. (Слайд 4) Да и Результаты международных исследований, а также ЕГЭ выдвигают много проблем в школьном биологическом образовании, в котором пока сла¬бо реализуются новые приоритеты образования — ориентация не только на освоение знаний, но и на формирова¬ние способности:
• применять полученные в школе биологические знания в различных жизненных ситуациях,
• решать поставленные проблемы научными методами,
• уметь работать с различными источниками информации и критически оценивать полученные сведения,
• выдвигать гипотезы и проводить исследования, их подтверждающие или опровергающие, аргументировано обосновывать высказанную точку зрения.
Этим и объясняется все более настойчивое внимание каждого учителя, к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).
Формирование перечисленных умений, несомненно, происходит посредством осуществления проектной, исследовательской деятельности детей под руководством учителя.
Представить панораму методов и приёмов исследовательской работы, с точки зрения «обновления содержания образования» мне поможет тема, которая изучается на всех, без преувеличений, предметах и во всех возрастных категориях от 1 до 11 класса. Тема эта о веществе ….
А. … от которого зависит тургор – напряжённое состояние клеточной оболочки.
Эмбрион человека на 97% состоит из этого вещества, а у новорожденных его количество составляет 77% массы тела. К 50 годам человек немного «усыхает», и оно составляет только 60% от его массы.
Оно является средой обитания для многих организмов.
(Слайд8) Вы уже догадались, это вещество вода. Такое начало даёт возможность поставить проблемный вопрос перед старшеклассниками для выбора исследования, темы проектной деятельности.
В младших классах можно начать урок загадками.
Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём.
(Слайд7) Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу
(Слайд 9) Участники образовательного процесса должны быть включены в интерактивную среду, позволяющую постоянно работать с разного рода фактическими данными и текстовыми материалами в удобном для них режиме и формате. Именно это подготавливает будущих выпускников к эффективной аналитической работе, что потребуется в дальнейшем для обучения в вузе и для работы в реальном секторе экономики знаний. Успешная реализация проектных подходов невозможна без эффективного доступа к информационным потокам и навыков работы с ними.
К формируемым общим умениям относятся:
• (10)умение находить, оценивать, классифицировать, обрабатывать и систематизировать информацию из разнородных источников и баз данных; умение работать с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире;
• (11)умение анализировать и применять разнородную информацию, в том числе, читать графики, диаграммы и таблицы данных;
• (12)способность к эффективному (в том числе, самостоятельному) освоению и использованию постоянно развивающихся информационных и телекоммуникационных технологий;
• постоянная вовлеченность в интерактивную коммуникативную среду;
• (13)способность представлять свои работы в виде медиа-презентаций.
(14) Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Эта деятельность является основной при реализации профильного обучения учащихся.
Из своего опыта работы знаю,что для успешной исследовательской деятельности в старших классах необходима подготовка в среднем звене школы и для ученика, и для педагога.
Вот примеры разновозрастных исследований или кусочки общего проекта. (15) (16)
Например, Устный журнал «Вода – чудо природы»
Царица Вода
А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
Я вездесуща и легка,-
Я лед, я пот, я – облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
Когда мороз – Я застываю.
Я одно из самых распространенных веществ на Земле. Я обладаю уникальными свойствами.(17)
Царица Вода: «Моё научноё имя АШ-два-О. Мои самые маленькие частицы – молекулы, состоят из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Я сложное вещество. Обо мне говорят, что я оборотень в трёх лицах. (18) Но почему?!
Учитель: давайте ответим, почему?
- Жидкость, газ, твёрдое вещество. (19)
Царица Вода: Метеорологи меня называют пар, снег, лёд, иней, туман, град, облака, тучи. Физики говорят, что при 100*С я закипаю, а при 0*С замерзаю.
Царица Вода потеряла голос, но свита её, Капитошки, нам помогут разобраться. Одни ребята демонстрируют свойства воды, а другие комментируют:
1. Вода прозрачна
2. Вода без вкуса, без запаха
3. Текучесть
4. Изменение объёма при нагревании, охлаждении.
5. Лопнувшая бутылка, почему? (20)
Царица Вода: Спасибо, мои любимые помощники.(21) Я самое распространенное на Земле вещество. Почти 3/4 поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера. (22)
При любой возможности надо учить детей работе с картой, углублять знания о нашей стране и мире.
Предлагаю ребятам пробежаться по нашей планете (работа с глобусом и картой на интерактивной доске):
1. Какой океан не всегда оправдывает своё название?
2. В каких морях вода цветная? Правда ли это?
3. Какое озеро самое глубокое и чистое?
4. Какая река носит женское имя?
5. По какой реке тянули баржу бурлаки с картины Репина?
Для многих организмов вода является средой обитания. (24) При изучении темы «Рыбы», которые являются яркими представителями водной среды обитания, этот проект можно рассматривать с другой точки, чтобы ребята нашли ответы на вопрос:
« Как же связано строение рыб и свойства воды»?
И вот уже юные исследователи жителей Царства Нептуна могут поделиться своими знаниями. Комментарий слайдов(25 - 27)
 Высокая плотность воды – обеспечивает обтекаемую форму тела
 Прозрачность – защитную окраску, зрение
 Способность растворять различные вещества – обоняние
 Текучесть – органы боковой линии
(28) Учитель: В каких случаях вода может являться препятствием для распространения рыб? И ребята исследуют физико-химические свойства воды.
7кл. Вода, обладающая физико-химическими свойствами, не подходящими для данного вида, может служить преградой для его распространения. Для пресноводных рыб это соленая вода, и наоборот. Важно содержание кислорода в воде, наличие токсичных веществ. Участки с быстрым течением непроходимы для рыб, живущих в медленно текущей воде; для глубоководных непреодолимы мелководья. Лед, может служить непреодолимым препятствием в случае промерзания водоема до дна.
(29) Учитель: «Чем можно объяснить, что форма тела у рыб, живущих на разных глубинах различна?» Тут приходится воспользоваться знаниями по физике.
7кл. На разных глубинах давление различное.
Рыбы, передвигающиеся в толще воды, обычно имеют веретенообразное, хорошо обтекаемое тело. У многих рыб, обитающих на большой глубине, лентовидная форма тела (например, рыба-сабля). Донные рыбы часто имеют плоское, дискообразное тело, что обеспечивает большее соприкосновение тела с грунтом и уменьшение удельного давления толщи воды (камбала, морские языки). Цилиндрическое змеевидное тело угрей позволяет им быстро ползать по дну.
Учитель: Почему рыбы не тонут в воде, ведь их вес больше плотности воды? (30)
7кл. Рыбы стремятся сделать плотность = 1 или близкой к ней. Т.к. у мышц и скелета плотность больше 1, то нужны специальные меры – «поплавки». Чаще всего эту роль играют запасы жира в печени, особенно у акулы. У костных рыб жир + плавательный пузырь, который наполнен газом (О2 или у сига чистым N2).
Учитель: Согласно какому физическому закону, рыбы могут опускаться на глубину и всплывать к поверхности?
7кл. Положение тела в жидкости определяется зависимостью между его объемом и массой, т.е. плотностью. Если плотность тела больше плотности воды (1 г/см3), оно погружается, если меньше – всплывает. Плотность тела рыб близка к плотности воды, но они могут увеличивать или уменьшать эту величину, изменяя объем газов в плавательном пузыре.
Не все и не всегда могут понять как это возможно, на помощь приходит воздушный шарик и флешь анимация.
Демонстрация опыта с воздушным шариком.
Увеличение объема пузыря уменьшает плотность тела и способствует свободному передвижению к поверхности воды. Уменьшение объема увеличивает плотность тела и облегчает погружение.
Никогда нельзя забывать о реализации установок здорового образа жизни.
Учитель: Вода – это среда обитания и для Простейших. Поэтому поводу прослушайте обращение Маяковского. (31)
Если так не хочешь помереть ты,
Товарищ,
Не пей сырой воды!
Кишит в воде вибрионов рой,-
Товарищ,
Не пей воды сырой!
Холера идёт, не поддавайся ей!
Товарищ,
Сырой воды не пей!
Орите,
Кричите на все лады:
«Не пей, не пей,
Не пей сырой воды!» В. Маяковский «Не пей сырой воды»
(32) Говоря о роли воды в живых организмах в старших классах, можно привести факты: 1.Вода в организме постоянно обновляется. В кактусах вода полностью обновляется в течение 28 лет, у черепах – за 1 год, у верблюда – за 3 месяца, у человека – за 1 месяц. Без воды человек может прожить только 3 дня, в то время как без пищи – 30–50 дней. И поставить проблемный вопрос. Или использовать приём удивления.
НО…(33)
В природе встречается не чистая вода, а растворы различных веществ. Общий объем растворенных в Мировом океане солей равен 48 000 000 млрд т. Если эти соли выпарить и равномерно распределить по всей поверхности земного шара, то образовался бы слой из солей в 45 м, а если распределить эту соль только по суше, то толщина слоя составила бы 153 м. Иными словами, это высота 50-этажного небоскреба. А имеет ли это свойство воды, растворять вещества, какое-то значение для живых организмов Земли?
(34) 11кл. Для живых организмов способность воды растворять многие вещества имеет жизненно важное значение. Проникновение веществ в клетку и выведение из нее продуктов жизнедеятельности возможно только в растворенном виде. Вода участвует в явлениях осмоса, обеспечивающего поддержание постоянства химического состава клетки. Осмосом называется проникновение молекул растворителя через полупроницаемую мембрану в раствор какого-либо вещества. Вода поступает в клетку именно путем осмоса. Давление, с которым вода проникает через мембрану, называется «осмотическим», причем величина этого давления возрастает с увеличением концентрации раствора.
На явлениях осмоса основаны движения воды по проводящей системе зеленых растений от корней к листьям. Вода, всасываемая корневыми волосками растений, содержит мало растворенных веществ. Проникая в клетки через мембраны и создавая в них повышенное давление, вода придает упругость листьям, лепесткам цветков, стеблям трав.
Демонстрируют опыт «Тургорное состояние воды» (стр. 17 Эксперимент по физиологии растений) или
11кл. … Демонстрационный опыт 7 «Потеря растением тургорного движения». В один цилиндр налить воду, а в другой – раствор поваренной соли. Сделать вырезки из листьев капусты и опустить один кусочек в воду, а другой – в раствор соли. Через 30 мин сравнить внешний вид образцов, сделать вывод.
Учитель. Где мы это явление наблюдаем в жизни.?
- В жаркие летние дни, у не политых растений листья увядают.
Учитель. А как вы можете озвучить содержание фильма (Плазмолиз, деплазмолиз в жизни инфузорий).
Живые организмы очень чутко реагируют на потерю воды. Человек, например, тяжело переносит потерю даже 0,68% воды от веса тела, у него повышается температура, краснеет кожа, учащается сердцебиение, начинается головная боль. Потеря 10% воды может привести к необратимым изменениям в организме, потеря 15–20% воды смертельна при 30 °С, потеря 25% воды смертельна при 20 °С.
Учитель. Всегда интересно узнать что-то новенькое про организм человека. Вот как можно поставить задачу исследовательской работы изучающим организм человека. Человек пьёт много воды и получает от этого удовольствие, а что получится, если в вену человека ввести дистиллированную воду? Или 2% раствор соли? Отчёт о работе может выглядеть примерно так.
(35) 8кл. (По рис.) Направление диффузии воды – в клетку или из нее – обусловлено величиной осмотического давления окружающего клетку раствора. Если какие-либо клетки, например эритроциты, поместить в гипотонический раствор, то вода будет поступать в эти клетки. Давление воды на наружную клеточную мембрану будет возрастать до тех пор, пока клеточная оболочка не лопнет. Напротив, в гипертоническом растворе вода стремится наружу, и клетки обезвоживаются. Если прилить в кровь чистую воду, то клетки крови человека лопаются, если же поместить их в концентрированный раствор соли NaCl, то они сморщиваются.
(36) И при изучении терморегуляции организма человека может быть поставлен проблемный вопрос : «Очень часто я вижу, какие вы потные возвращаетесь с урока физкультуры. А какое это имеет значение»?
8кл . Удельная теплота парообразования воды ~2 300 000 Дж/кг. Это означает, что при испарении 1 г воды «забирает с собой» 2300 Дж теплоты. Парообразование воды тоже ее терморегулирующее свойство. Например, если бы человек не потел при физической работе, он бы перегрелся. Пот, основой которого является вода, при испарении понижает температуру тела.
Можно было бы и дальше приводить примеры исследования свойств и роли воды в живых организмах, но время у нас ограничено.(37)
Учитель. Вернёмся к самым юным исследователям. Говоря с пятиклассниками, почему лед плавает? Или, обсуждая вопрос, как по воде можно ходить, стоит рассказать, как ледовая дорога спасла множество жизней.
5кл. При замерзании воды ее плотность уменьшается, лед становится легче воды. Способность воды расширяться при замерзании спасает планету от оледенения. Если бы лед был тяжелее воды и опускался на дно, то многие моря, реки и озера просто заполнились бы ледяными глыбами. Лед не успевал бы растаять летом, и жизнь в таких водоемах была бы невозможна.
Где была эта дорога жизни? (38)
11кл. по Ладожскому морю вывозили людей из Ленинграда, во времена Ленинградской блокады. (39-40)
(41) Вода занимает особое положение среди природных богатств Земли – она незаменима.
Ребята любого возраста должны понимать, что воду надо беречь. В конце любого исследования есть вопрос: «С чем бы вы хотели обратиться ко всем лицеистам, жителям нашего города, нашей великой страны»?
Это могут быть: пятиклассники готовят плакаты и обращения по охране вод в наших ближайших озёрах. Учащиеся 7классов пишут жалобы от имени рыб.
Например. «Жили мы в прозрачном озерке. Жили – не тужили. Всё вокруг глаз радовало, и дышалось легко. Но протоптали ребята – туристы дорожку к нашему озерку. Это бы ничего: ребята аккуратные, хорошие. Зря деревьев не рубят, кусты не ломают, уходят – костёр заливают. Даже мусор после себя убирают. Только вот убирают они его по-своему: в охапку – да в наше озерко! Все концы в воду. Скопились у нас на дне разные банки-склянки, бумага да тряпки. Мы год терпели, два терпели, а на третий год - не вытерпели! На дне свалка – глаза б не глядели, вода ржавая – дышать нечем. Вот и жалуемся.
Озёрные рыбы большие и маленькие».

Список литературы:
Акимов С.С., Ахмалишева А.Х., Хренов А.В., Биология в таблицах и схемах, М., 1996.
Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва Л.В., Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., 1987.
Баранников А.В. Организация самообразования школьников: новый этап осмысления, Стандарты и мониторинг, 1999, №4.
Бинас А.В. Маш Р.Д. Никишов А.И. и др., Биологический эксперимент в школе, М.,1990.
Бурцева О.Ю. Модульная технология обучения, Биология в школе, 2001, №7
Васильева Е.В. Ещё один раз об опорных конспектах, Биология в школе, 1989, №3
Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология, Красноярск, 1998.
Короткова Л.С., Красновидова С.С., Дидактический материал по общей биологии, М., 1990.
Кучменко В.С. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной и средней школы по биологии, М., 2001.
Лернер Г.И.,Тесты, задания, контрольные работы по биологии для средней школы, М.,1998.
Лернер Г.И. Работа с тестами не только контроль, но и обучение, Биология в школе, 2002, №4
Розенштейн А.М., Самостоятельные работы учащихся по биологии, М, 1998.
Луцкая Л.А., Никишов А.И., Самостоятельная работа учащихся по зоологии, М., 1987.
Нога Г.С., Опыты и наблюдения над растениями, М.,1976.
Видеоиллюстрации общая биология «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза клетки»

Поиск по тегам: исследовательская работа
Просмотров: 4523 Добавил: биолог (01.11.2011)

Облако тегов

Опрос сайта

Ваше отношение к вакцинации от гриппа?


Статистика

  • Пользователи сайта:
    58120
  • Материалы для урока:
    162
  • Публикации:
    21
  • Онлайн-тестирования:
    26
  • Фотографии в альбоме:
    51
  • Любопытные факты:
    92
  • Сайты в каталоге:
    5
  • Форумные сообщения:
    7617
  • Оставленные комментарии:
    117