Главная » Публикации » 2012 » Январь » 20

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся


Оцените материал!
Звонарёва Татьяна Ивановна, учитель биологии МОУ лицей, г. Электрогорска

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………. 2
Глава 2. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении биологии
2.1. Состояние проблемы активизации познавательной деятельности учащихся в психоло-педагогичесих и методических исследованиях… 6
2.2. Дидактические основы активизации учения школьников………… 7
2.3. Методы активизации познавательной деятельности………………. 9
ГЛАВА3. Применения средств современных ИКТ в практике школьного биологического образования
3.1. Роль средств современных ИКТ для организации познавательной деятельности учащихся………………………………………………… 18
3.2. Средства современных ИКТ для организации активизации познавательной деятельности учащихся……………………………… 19
3.3. Использование икт на уроках биологии…………………………. 21
Заключение……………………………………………………………. 25
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………... 26

Введение.
Актуальность исследования. В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность.
-Современные дети мало читают. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текста различных жанров, трудности развития логического мышления и воображения.
-Наблюдается поляризация детей по уровню умственного и познавательного развития, сформированности познавательных интересов и инициативы. Наряду с ростом удельного веса группы одаренных и способных детей все большее число ребят попадают в категорию группы риска - детей «интеллектуально пассивных», « часто болеющих», детей « с трудностями обучения», и просто трудных и проблемных детей. Повышенная уязвимость детей группы риска требует совершенствования образовательного процесса с учетом необходимости социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития.
В преподавании биологии так же возникают определенные противоречия:
1. Особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям, особенно с низкой познавательной активностью. В то же время предмет биологии достаточно сложен, а базисный учебный план определяет время для изучения биологии в размере 1-2 часов в неделю.
2. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий и СМИ в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Но в современном информационном пространстве количество информации огромно, а содержание не всегда соответствует действительности. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности). Требует интеграции средств информационных технологий в школьную практику обучения, что само по себе неизбежно и продиктовано их возрастающим значением в различных сферах общественной жизни. Информационные технологии играют все большую роль в различных сферах образовательной деятельности, в том числе и в активизации познавательной деятельности в процессе обучения биологии в общеобразовательной школе.
На основе вышеизложенного возникает необходимость решения важной педагогической проблемы – развития личности ребенка на основе развития компетенций. Решение данной проблемы и определило тему моего исследования « Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся».
Цель исследования: повысить качество обучения биологии путем применения средств современных информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся.
Объект исследования: процесс обучения биологии в средней полной школе.
Предмет исследования: применение средств современных информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся при обучении биологии.
Гипотеза исследования: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если
- будут учитываться наиболее важные с точки зрения учения индивидуальные и возрастные особенности обучающихся;
- будет реализовываться деятельностный подход в личностно- ориентированном обучении при использовании интерактивных методов обучения.
Не секрет, что сделать процесс обучения эффективным и радостным, а значит и повысить качество знаний можно лишь тогда, когда ученик и учитель как бы дополняют друг друга. Поэтому главной задачей своей деятельности я считаю создание условий для того, чтобы ребенок выступал не как слепой исполнитель воли учителя, а был человеком, активно и осознанно действующим, был «субъектом учебной деятельности».
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам активизации познавательной деятельности учащихся, а так же по проблемам применения средств современных ИКТ в практике школьного биологического образования.
2. Рассмотреть методы активизации познавательной деятельности учащихся в современном образовании.
3. Разработать принципы отбора учебного материала по биологии с учетом специфики применения средств современных ИКТ.
4.Проанализировать как интерактивные формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности на практике.
5. Сделать выводы по проведенным исследованиям о целесообразности использования интерактивных форм и методов с целью активизации познавательной деятельности обучающихся.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теории развития познавательного интереса (Г.И.Щукина, Л.И.Божович), теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И.Шамова, А.К.Маркова), педагогики коллективных дел, а также в области методики обучения биологии (Н.М.Верзилин, А.Я. Герд, В.В. Пасечник, В.В.Половцев, Б.Е. Райков, Д.И. Трайтак, П.И. Третьяков, Г.Г. Швецов).
Вопросы теории и практики организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии раскрыты В.В. Пасечником. В работах других учёных экспериментально проверены такие вопросы как пути реализации оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися на повышение их успеваемости и воспитанности (И.М. Чередо ), сочетания индивидуальных и коллективных видов учебной деятельности учащихся при обучении биологии (9 класс) (Т.С. Дворецкая), методика организации групповых форм работы (Н.С. Коребо), сочетание фронтальных и индивидуально-групповых форм работы на уроке (Т.Т. Загородняя), методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках общей биологии (Н.Г. Боброва), сочетание фронтальной и индивидуальной работы учащихся (Л.П. Кныш) и другие.
В соответствии с задачами исследования на разных этапах использовались теоретические и практические методы исследования:
анализ научной, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, изучение нормативных и программно-методических документов об образовании;
интервьюирование и анкетирование учащихся и учителей, беседы с учителями и учащимися.
Теоретическая значимость: выявлена тенденция к усилению внимания со стороны учителей к проблеме применения средств современных ИКТ в практике обучения биологии; установлена зависимость качества обучения биологии от применения средств современных ИКТ в их сочетании с традиционными средствами обучения для активизации познавательной деятельности учащихся; полученные результаты могут быть применены в процессе обучения другим учебным предметам.
Практическая значимость исследования: разработана методика организации учебной деятельности учащихся на уроках биологии, которая повышает уровень усвоения материала. Выявлены наиболее эффективные виды организации учебной деятельности учащихся и их сочетание при усвоении материала. Разработаны методические рекомендации по использованию различных видов организации учебной деятельности.
Разработанная методика активизации познавательной деятельности учащихся может найти применение не только при изучении биологии в средней полной школе, но и при изучении других учебных предметов.
Результаты работы опубликованы в виде методических разработок уроков, были выступления на заседаниях городских методических объединениях Электрогорска, Орехово-Зуева, на Зональной конференции по использованию средств современных информационно-коммуникационных технологий в обучении биологии, проведены открытые уроки, а также «Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности на уроках биологии», и могут быть использованы при дистанционном обучении школьников.
Глава 2. активизация познавательной деятельности учащихся при изучении биологии
2.1. Состояние проблемы активизации познавательной деятельности учащихся в психоло-педагогичесих и методических исследованиях
На формирование таких качеств личности как самостоятельность мышления, инициативность, постоянная познавательно-творческая активность, совершенствование своих знаний и умений в немалой степени влияет характер познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Как отмечает в своей научной работе В.В. Пасечник: «Нельзя сформировать активную самостоятельно мыслящую личность, если все знания она получила в готовом виде, а задачи решает по шаблону четко усвоенных алгоритмов».
Философы древности, такие как Сократ, Платон, Аристотель и другие в своих трудах рассматривали значение самостоятельности и активности ребёнка в овладении им знаниями. Например, Сократ считал, что самопознание есть путь совершенствования и развития личности и её способностей. Согласно Платону, достижение умственной деятельности является целью обучения.
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что "не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает" (К.Д. Ушинский. Избр. пед. соч. М.: Просвещение, 1967,с. 208).
Изучая литературные и научные труды, диссертационные исследования философов, педагогов, психологов и методистов с точки зрения анализа проблемы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, можно сделать вывод о том, что на протяжении всего времени исследования данная проблема была и остается одной из наиболее важных, как в общей дидактике, так и в методике преподавания биологии. Компьютеризация процесса обучения, происходящая в настоящее время придает этой проблеме особый смысл. Организуя процесс обучения, необходимо учитывать, что каждый учащийся обладает индивидуальными особенностями и необходимо найти оптимальные варианты организации учебно-познавательной деятельности каждого ученика.
2.2. Дидактические основы активизации учения школьников.
Как отмечает В.В. Пасечник: «…важно определить психолого-педагогические условия, позволяющие учителю организовывать и управлять познавательной деятельностью учащихся, добиваясь при этом высокой эффективности учебного процесса при обучении биологии» [15, с. 7].
По результату познавательной деятельности учащихся, мы можем судить о правильности выбранной методики организации этой деятельности.
Мы также согласны с мнением В.В. Пасечника о том, что учебная деятельность учащихся осуществляется как познавательная, поскольку ее результатом является новое для них знание, новые для них умения и навыки. Учение рассматривается как вид деятельности учащихся в процессе обучения, при взаимодействии двух субъектов – учителя (обучающая деятельность) и обучаемого (обучаемая деятельность). От того, как учитель организует в процессе обучения познавательную деятельность учащихся, зависит эффективность этого процесса. [15, с. 87].
Задачей каждого преподавателя является научить учащихся учиться самостоятельно, заинтересовать учащегося этим процессом, чтобы, в конечном счёте, учащиеся могли бы обходиться без его рекомендаций и руководства.
Для этого методы и организационные формы учебной работы должны быть такими, чтобы они могли бы создавать условия для активизации познавательной деятельности учащихся. О.В. Муртазина отмечает в своей работе: «Под активизацией учебно-познавательной деятельности учащихся мы понимаем совокупность принимаемых преподавателем мер, которые направлены на формирование и использование в учебном процессе методов и средств обучения с целью повышения устойчивого интереса к знаниям, творческой активности и самостоятельности учащихся, реализации приобретенных умений и навыков в измененных и новых ситуациях». [11].
Уровни познавательной активности (Шаламова Т.И. 1982г.)
Первый уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Второй уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения школьников.
Принцип научности создает основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной деятельностью школьников.
Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения.
Принцип наглядности, выражая, в основном, единство конкретного и абстрактного, теснейшим образом связанный с сознательностью усвоения знаний, реализуется при активном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к конкретному.
Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективного характера обучения предполагает включение каждого ученика в процесс учения. При этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников.
Таким образом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми принципами в их системе.
Исходя из этого, мы можем сделать заключение, что разработка методики организации активной познавательной деятельности учащихся является одной из основных задач на каждом этапе обучения и должна учитывать конкретный период развития социума и его требования.
2.3. Методы активизации познавательной деятельности.
Не секрет, что сделать процесс обучения эффективным и радостным можно лишь тогда, когда ученик и учитель как бы дополняют друг друга. Это, на мой взгляд, возможно при использовании активных форм обучения.
В первую очередь это привлекательная цель: простая, понятная, выполняя которую он выполняет учебное действие, планируемое учителем. Например, ловим солнечный зайчик – работа с микроскопом в 6 классе.
Современная педагогика, ведущие учёные методисты И. Д. Зверев и А.Н. Мягкова предлагают использовать проблемно – поисковые варианты словесных, наглядных и практических методов. [7].
Прежде всего, это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера. Например, на первом уроке по «Пищеварению» можно поставить вопрос: «Почему пища (например, молоко или куриный бульон), введённая шприцем прямо в кровь, вызывает гибель человека, а пройдя через пищеварительную систему, становится безопасной и усваивается клетками? Что происходит с пищей в пищеварительной системе человека?» А можно, рассматривая результаты лабораторной работы по влиянию слюны на крахмал, поставить вопрос: «Почему на месте действия слюны марля не окрасилась?» Ребята высказывают свои предположения, а затем проверяют их по учебникам.
Другим часто используемым приёмом в моей работе является приём «Удивляй».
-Однажды, - говорю я, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! Возможно ли это? О какой воде идёт речь?
Проблема поставлена, ребята, перебивая друг друга, доказывают, что это возможно, что вода эта снег или лёд. А страна эта – наша великая Россия.
Практика показывает, что наибольший интерес вызывают вопросы, стимулирующие поисковую деятельность, например, мои ученики обожают «ловить ошибки» Недоучкина или в письмах ребят. При изучении темы «Условия жизни организмов» в 5 классе создаю проблемную ситуацию с целью возбуждения интереса к теме урока, зачитывая письмо - «парадокс», т. е. с ошибками, такие письма с удовольствием пишут сами ребята. «Уважаемая Татьяна Ивановна.
На каникулах ездила с папой в тундру. Красота, какая: снег, северное сияние! Представляете, прямо за посёлком лес. Ели, тополя, пальмы, карликовые берёзы. С дерева на дерево белки, обезьяны прыгают, а под ними разгуливают павлины, птицы поют. Немного отойдёшь – озеро, в нём лебеди, страусы плавают, по берегам греются бурые медведи, тюлени, дикие кабаны. А вчера ездили с папой на собаках, видели моржей, котиков, белого медведя, вдали гуляло стадо зебр. А сколько здесь ягод: морошка, вишня, черника, малина.
Р.S. Татьяна Ивановна, Вы не подумайте, что я врунишка, это письмо я написала для Ваших учеников, пусть уберут лишнее. А если захотят, напишут мне о любимых уголках природы, об интересных растениях или животных.
С уважением Наташа»
Находим ошибки в письме Наташи. Ставлю проблемный вопрос: «Почему вы выделили именно эти организмы?» Ввожу понятие о среде обитания, экологии, экологических факторах.
Иногда мы находим ошибки и в произведениях писателей и поэтов.
Вот хрустнули сухие ветки
Ночные бдения зверей:
Охотятся хорьки и белки
На зазевавшихся мышей.
(А. Пружанский.)
Какую ошибку допустил поэт?
Подобной формой работы является «Блеф клуб». Например, верите ли вы, что воду из труб на зиму сливают, чтобы не заржавела? А верите ли вы, что ученику, который считает, что человек дышит каждую секунду, или что извилины головного мозга – это рудименты, я поставила «5»? Правильно не верите.Такие глупости я собираю. Безобидно смеясь, ребята исправляют ошибки друзей и свои.
Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Автоматически отпадает необходимость необдуманного, неосмысленного запоминания большого объёма учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания. А, следовательно, повышает качество знаний.
Другим приёмом является художественное слово, классическая музыка, песни, репродукции картин. Вчитываясь и вслушиваясь в живое вдохновенное слово поэта или писателя о природе, ученик испытывает эмоциональные переживания, которые, характеризуясь устойчивостью, способствуют формированию активного отношения к наблюдаемым явлениям, развитию познавательного интереса.
На уроке биологии в 6 классе по теме «Виды корней, типы корневых систем», говоря о значении корня, предлагаю вниманию класса несколько строк из стихотворения В. Жака:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти они не станут.
Эти строки формируют у детей экологическое мышление.
При изучении «Сезонных и суточных ритмов, факторов, управляющих сезонными явлениями живой природы», использую музыку П.И. Чайковского «Времена года», репродукции картин Левитана «Золотая осень» и «Берёзовая роща», Саврасова «Грачи прилетели», Грабаря «Берлинская лазурь», заканчиваю словами В.А. Сухомлинского из «Письма к сыну»(слайд): «… остановись, и ты в изумлении перед красотой и в твоём сердце расцветает благородство. Перед человеком открылась радость жизни, и потому он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе…»
По существу, использование этого приёма можно прировнять, на мой взгляд, к созданию проблемной ситуации в начале урока. Но создание проблемной ситуации с привлечением произведений литературы и искусства делает её острей, эмоциональней, что способствует более заинтересованному, серьёзному отношению учащихся к основному содержанию темы.
«Природа – сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть», - писал Сухомлинский. Ни один, даже наиболее удачный урок не может заменить прямого общения с природой. Именно на экскурсии у школьников пробуждается чувство восторга переживаний, навеянных красотой природы, формируются убеждения в необходимости охраны природы. Самые первые уроки по «Природе» (5класс) провожу на природе. Это уроки – экскурсии «Тела живой и неживой природы. Явления природы», на которых ребята находят отличительные признаки живой и неживой природы, осознанно их разделяют, приводят примеры. Называют явления природы, происходящие вокруг них. В заключении читают стихи, загадывают загадки о природе, говорят о необходимости её сохранности.
А как же быть, когда большая часть учебного года зима, слякоть, непогода? Как нельзя, кстати, помогает в этом наш необычный кабинет биологии.
Практически на все темы по ботаники есть возможность провести мини-экскурсии.
Уже на первом уроке, в теме «Общее знакомство с цветковыми растениями», комнатные растения служат демонстрационным материалом, иллюстрирующим рассказ учителя о многообразии растительного мира. Формируя понятие «цветковые растения», знакомя учащихся с органами цветкового растения, демонстрирую цветущие фиалки, бальзамин, бегонии.
При изучении темы «Лист» комнатные растения становятся незаменимыми живыми объектами, т. к. эту тему изучают в зимние месяцы.
На крупных листьях бегонии клещевинолистной можно наглядно показать, что такое листовая пластинка и черешок листа. Сидячие листья можно наблюдать у традесканции, кливии, пандануса, драцены.
Различный характер жилкования листа можно показать на листьях бегонии (сетчатое), традесканции (дуговое), циперуса, пандануса (параллельное).
Расположение листьев на стебле удобно демонстрировать на примере пеларгонии (очередное), красулы (супротивное), олеандр (мутовчатое) .
Живые растения помогут учащимся усвоить целый ряд понятий о побеге и его составных частях. Хорошо видны узлы и междоузлия у гибискуса, фикуса, пеларгонии. На любом комнатном растении класса двудольных видны пазухи листьев, верхушечные, пазушные почки.
На гибискусе, фикусе, бегонии и др. удобно провести опыт по формированию кроны растений.
При изучении темы «Вегетативное размножение растений» комнатные растения используются для проведения несложных опытов и практических работ.
Со строением цветка учащиеся знакомятся, рассматривая цветки гибискуса, кливии, зигокактуса, герани, бегонии (тычиночные и пестичные). Конечно, цветение не всегда совпадает с изучением темы, но всегда есть возможность рассматривать живые объекты при повторении изученного материала.
На комнатных папоротниках можно показать расположение сорусов.
На уроках в старших классах я так же широко использую имеющиеся в кабинете комнатные растения. Например, в теме «Критерии вида» демонстрирую разные виды одного рода (бегония королевская, бегония клещевинолистная, бегония всегдацветущая).
Для объяснения тем «Искусственный отбор» и «Селекция» использую сорта сенполии, бегонии.
И это далеко не полный перечень примеров использования комнатных растений при изучении ботаники и общей биологии. На любом уроке живой объект вызывает интерес у детей, активизирует их познавательную деятельность.
Аквариум даёт возможность окунуться в другую среду обитания, водную. Это может быть экскурсия в мир брюхоногих моллюсков или изучить особенности строения рыб. Познакомить с созданием искусственного биогеоценоза.
Развитию познавательной активности учащихся способствует широкое использование лабораторных работ. Лабораторные работы с натуральными объектами: строение клубня и луковицы, виды корней и корневых систем, типы плодов; с коллекциями: строение речного рака, насекомых, знакомство со строением скелета птиц и т.д. Они позволяют школьникам осуществить необходимые наблюдения за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение; прогнозировать результат. Запись результатов наблюдения я предлагаю делать ребятам в виде текстовых записей, рисунков, схем, таблиц и т. д. в рабочих тетрадях или специальных с печатной основой для лабораторных работ. В конце работы ставлю проблемные вопросы для выводов и обобщений.
Я согласна с мнением об игре В.Ф. Шаталова: «Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок».
Игра – мой «конёк». Игру, как метод активизации познавательной деятельности, использую во всех классах, на любом этапе урока: при объяснении, закреплении, проверки знаний, во внеклассной работе, в воспитательной работе классного руководителя.
За годы работы в кабинете накопилось много игр, которые можно использовать как фрагменты уроков, а также целые уроки. При закреплении и повторении пройденного материала, да и на повторительно – обобщающих уроках использую игры – упражнения, например, биологическое лото. Ученикам раздаются карты с различными понятиями, вопросами, названиями растений, отрядами животных и т.д. Отдельно на маленьких карточках: ответы, рисунки Животных, продукты, получаемые из растений. Ребята должны правильно разложить карточки. Так в 7 классе при закреплении материала по теме «Класс млекопитающие» ученик получает карту с названием отрядов:
Первозвери Сумчатые Насекомоядные
Хищные Копытные
Грызуны Ластоногие Рукокрылые

Отдельно, на маленьких карточках, рисунки животных. Отвечающий должен правильно разложить рисунки животных по отрядам.
Подобную роль выполняют разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, домино. Они занимают обычно 10 – 15 минут. Большинство ребят увлекаются такой работой, она их не утомляет и в тоже время заинтересовывает. Они самостоятельно дома разгадывают и составляют кроссворды, ребусы, подбирают пословицы, поговорки к следующей теме урока. Это даёт возможность ученикам проявить инициативу, изобретательность, творчество.
Игры в среднем и старшем звене отличаются. Готовясь к игре или проводя её, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности класса.
Например в 5-7 классах использую различные виды биологического лото, домино, кроссворды, головоломки, ребусы, фантастические рисунки и т.п.
В старших классах это ролевые, деловые игры. Хотя и у них интересно проходят «Клубы знатоков», театрализации. Например, на зачёте по дарвинизму, раскрыть 3 формы борьбы за существование от первого лица. (Я – амёба … Я – морковь …). Я заяц, я живу в лесу. К зиме я, чтобы не замёрзнуть, линяю. Шерсть у меня становится густой и белой, что не очень хорошо, если нет снега (с неблагоприятными условиями). За мной вечно охотятся лисы и волки. Меня спасают длинные ноги (межвидовая борьба). Моего детёныша могут покормить и другие зайчихи (внутривидовая).
Игры – путешествия служат в основном целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Это могут быть даже целые уроки. Например «Космическое путешествие» - обобщающий урок по теме «Солнечная система» курс «Природа» или природоведение 5 класс. Весь урок ученики отвечали по пройденной теме, но оформление кабинета, нестандартные формы опроса не давали ребятам скучать. Здесь был космический экзамен, космограмма, космическая азбука, космические игры.
Очень интересны, увлекательны и познавательны ролевые игры. Это пресс конференции, суды, приёмы у врача и т.д.
Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идёт соревнование. Такие игры я часто провожу на заключительных уроках по той или иной теме. В кабинете имеется материал практически по всем темам биологии.
Систематизировать знания, ликвидировать пробелы в знаниях, отработать учебные умения и навыки позволяют обобщающие уроки. Они же позволяют учителю проверить качество усвоения данной темы. Для развития учащихся, активизации их мыслительной деятельности, возбуждения интереса к уже известному я тщательно продумываю новые по формулировке и обобщающие по смыслу вопросы, задачи, игры. Обобщающие уроки провожу в нетрадиционных формах.
Учение с увлечением – это активные формы уроков. Вот некоторые из них.
УРОКИ ПУТЕШЕСТВИЯ – это могут быть уроки закрепления, обобщения знаний, а могут и раскрываться новые знания.
УРОКИ – СМОТР ЗНАНИЙ. На этих уроках развиваются коллективной работы, любознательность, творческие способности.
Смотр знаний по теме «Корень». На нём работа по карточкам, с гербарием, ролевая игра «Продавец помоги покупателю», ответ Недоучкину, биологические задачи т.д.
В 9 классе смотр знаний – «вертушка»: 5 команд, 5 столов, у всех свой вариант. Сложно, но ребята просят проводить такие уроки чаще.
УРОК ПРАЗДНИК «Прощание с ботаникой».
Интегрированные уроки. Цель их с различных сторон раскрыть тему, углубить её понятия и экономия времени. Такие уроки я проводила с учителями литературы, труда «Тутовый шелкопряд и шелководство», химии, математики.
Подводя итог, можно сказать, что задачей каждого преподавателя является научить учащихся учиться самостоятельно, заинтересовать учащегося этим процессом, чтобы, в конечном счёте, учащиеся могли бы обходиться без его рекомендаций и руководства.
Для этого методы и организационные формы учебной работы должны быть такими, чтобы они могли бы создавать условия для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения устойчивого интереса к знаниям, творческой активности и самостоятельности учащихся, реализации приобретенных умений и навыков в измененных и новых ситуациях.

ГЛАВА3. Применения средств современных ИКТ в практике школьного биологического образования
3.1. Роль средств современных ИКТ для организации познавательной деятельности учащихся
Очевидно, что в настоящее время средства современных ИКТ активно и прочно входят в среду обитания человека, изменяя его образ жизни, поведение и сознание. По определению И.В.Роберт, ИКТ – это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе средств микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, обработке, хранению, продуцированию, передаче, использованию информации, возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе и глобальных. К ним относятся телевидение, радиовещание, компьютеры, звуковая и видеотехника, электронные носители информации, программные комплексы, устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы в цифровую и обратно. Многие учителя использует в обучении компьютеры последних поколений, интерактивные доски и современное программное обеспечение.
Информационные технологии предоставляют возможность:
1.Сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
2.Вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
3.Значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере отвечающий местным потребностям.
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.
Однако, несмотря на то, что требования современного общества диктуют необходимость воспитания информационной грамотности, нельзя преувеличивать роль средств современных ИКТ в учебном процессе. Необходимо их разумное сочетание с традиционными средствами обучения.
На сегодняшний день имеет место недостаточная разработанность проблемы применения средств современных ИКТ в учебных целях. Е. А. Марон считает, что основная причина этого лежит, прежде всего, в отсутствии адекватных методик применения компьютеров в целях обучения и массового опыта использования персонального компьютера как средства развития самостоятельности.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
3.2. Средства современных ИКТ для организации активизации познавательной деятельности учащихся
Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А.В. Дворецкой).
Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или Open Impress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.
Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:
они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
удобная система навигации на основе гиперссылок;
возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.
Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.
Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы позволяющие обучаемому проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.
Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.
Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащемуся доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).
Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.
3.3. Использование икт на уроках биологии
Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по- настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.
При обучении биологии я использую такие электронные пособия, как «Биология. 1С Репетитор», «Биология. Анатомия и физиология человека», «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», плакаты для интерактивной доски «Анатомия и физиология человека», комплект ЦОР, ресурсы Единой Коллекции ЦОР, собственные презентации и фотографии.
1. Обеспечение наглядности
Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. Например в 6 классе демонстрирую схему двойного оплодотворения растений при изучении темы «Размножение растений».
2. Контроль знаний
Мультимедийные технологии позволяют разнообразить формы организации контроля усвоения знаний, а использование интерактивной доски снижает страх перед публичным выступлением, вызывает у ребенка интерес к проверке, желание показать свои знания. Перед учителем открываются широкие возможности по созданию материалов индивидуального и фронтального опроса, текущего и итогового контроля. Варианты заданий, уровень их сложности, время и место включения в урок определяет сам учитель. Учитель при этом находится в постоянном поиске, повышает свой профессиональный уровень.
Например, можно отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс. 10 класс, тема: «Митоз», анимационная схема «Этапы митоза».
Ученики представляют свой ответ в виде презентации или другого продукта и выстраивают защиту. При изучении темы «Закономерности эволюции», «Происхождение человека» в 9 классе, «Многообразие животных» в 7 классе Задания на распределение: 9 класс «Критерии вида» «Критерии вида применительно к человеку»
3. Разнообразие форм, методов проведения урока
Организация урока с использование ИКТ сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации познавательной деятельности учащихся. Выстроенный ряд цифровых образовательных ресурсов, грамотно составленные к ним задания, смена деятельности – и урок пройдет в быстром темпе, учащиеся не утомятся и смогут получить больше положительных эмоций от урока. Уроки при изучении «Молекулярной биологии», «Строения клетки», «Скелета» и др.
При изучении темы «Группы крови» в 8 классе провожу виртуальную лабораторную работу по определению групп крови. «Виртуальная лабораторная работа "Определение группы крови", позволяющая реально выполнить опыт по определению группы крови».
Составление схем с использованием интерактивной доски, например, 6класс «Строение семени» или «Типы плодов».
Поиск дополнительной учебной информации с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. Например, при изучении темы «Биоразнообразие» в 11 классе мною было дано задание, найти сведения о современных методах селекции и успехах ученых по выведению новых пород животных и сортов растений. При изучении в 11 классе темы «Генетическая и клеточная инженерия»: найти сведения о последних разработках в области клонирования и отношению к вопросу клонирования различных ученых. На уроке при обсуждении данного вопроса возникла проблемная ситуация, вытекающая из того, что вопрос создания клона человека вызывает неоднозначные, а иногда взаимоисключающие точки зрения ученых. Тем более этот материал ценен потому, что затрагивает социальную сферу отношений. Сделать обзор (дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. В 9 классе при изучении темы «Эры жизни»: дайджест по материалам об изменении органического мира в различные эры.
4. Индивидуальная работа
Благодаря ИКТ активно организуется индивидуальная работа с учащимися, которая имеет следующие направления:
• работа с учащимися, находящимся на индивидуальном обучении по состоянию здоровья
• имеющими пробелы в знаниях
• имеющими интерес к предмету
• при подготовке к олимпиадам
• профессионально ориентированными на специальности, связанные с предметом биологии.
Индивидуальная работа может осуществляться как под непосредственной координацией педагога, так и как средство самообразования.

5. Организация внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность по предмету биологии достаточно многогранна. В своей деятельности как руководитель НОУ, я активно использую метод проектов и исследований. Поэтому ИКТ служат средством получения информации и представления результата деятельности. Также ученики используют средства Интернет для участия в сетевых проектах.
Условия организации деятельности:
1. Наличие комплекта мультимедийного оборудования в кабинете биологии.
2. ИКТ-компетентность педагога
3. Наличие Интернета в кабинете биологии (при организации некоторых форм работы)
Ограничения заключаются в том, что не все дети одинаково владеют компьютером и не все имеют дома компьютер или выход в Интернет. Это может вызвать дискомфорт у учащихся. В этих случаях предлагаю учащимся задания на выбор: учащиеся получают домашнее задание, которое следует выполнить с применением ИКТ и традиционное домашнее задание. Учащиеся без компьютера могут сами решать – потратить время на подготовку домашнего задания в компьютерном классе школы или выполнить традиционное домашнее задание. При проведении уроков учащиеся не имеют индивидуальное компьютеризированное место, что тоже осложняет выбор учителем приемов работы с ИКТ.
Проанализировав интерактивные формы и методы обучения, можно сказать, что они способствуют активизации познавательной деятельности на практике. Их преимущества в том, что они дают возможность:
использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов;
многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения;
использовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией;
автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам и т.д.
Заключение.
Исходя из поставленной цели и намеченных задач исследования, можно сделать следующие выводы:
1.Проведен научный анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам активизации познавательной деятельности, а также источников по проблемам применения средств современных ИКТ в практике школьного биологического образования. Установлено, что применение средств современных информационно-коммуникационных технологий в процессе организации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии является важным инструментом для повышения качества знаний учащихся и развития интереса по биологии. Кроме того, выполненные учащимися домашние задания с помощью средств современных ИКТ, могут быть с успехом использованы учителем биологии в качестве учебного материала.
2.Рассмотрены методы активизации познавательной деятельности учащихся в современном образовании.
3.Разработаны принципы отбора учебного материала по биологии с учетом специфики применения средств современных ИКТ.
4.Проанализировано как интерактивные формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности на практике.
5.Систематическое использование ИКТ в собственной практике позволило мне добиться определенных результатов при обучении биологии. Учащиеся имеют глубокие, прочные знания по предмету «биология». У них выработаны умения и навыки для самостоятельного приобретения званий, проведения наблюдений, опытов, экспериментов. У учащихся сформирована устойчивая мотивация к изучению предмета; прослеживается динамика роста учащихся, стремящихся к самореализации и самоопределению посредством предмета биологии. Мои учащиеся имеют стопроцентную успеваемость, все ученики усваивают программу, качество знаний держится на достаточно высоком уровне.
У учащихся хорошо сформированы умения и навыки, необходимые для самостоятельного приобретения знаний, работы с учебной литературой, справочными таблицами, схемами, проведения наблюдений, опытов, экспериментов. Они владеют теорией выше базового уровня программы, успешно применяют её на практике, у учащихся хорошо сформировано логическое мышление, навыки анализа, умение выделять главное в учебном материале. При ответах школьники грамотно излагают свои мысли с учетом терминологии курса биологии и полно раскрывают проблемы.
Мои ученики ежегодно являются призёрами школьных и городских предметных олимпиад, участвуют в областных олимпиадах, в научно практических конференциях, конкурсах исследовательских работ, где получают дипломы и занимают призовые места.
Учащиеся удовлетворены преподаванием биологии, высоко оценивают компетентность педагога.
Литература
1. Анастасова Л.Н. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. –М.: 1989.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. - 208с.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. - М.: Просвещение, 1982. – 192с.
4. Бруновт Е.П. и др. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1969. - 215 с.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.-201 с.
6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.:АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
7. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.
8. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
9. Корсунская В.М. Активизация методов обучения на уроках биологии. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 93 с.
10. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика. 1981 - 186 с.
11. Муртазин Г.М. Самостоятельная учебная работа учащихся // Биология в школе. 1974, - N 6. - с. 17-23.
12. Никишов А.И. теория и методика обучения биологии: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032400 – биология / А.И. Никишов. – М.: Колосс, 2007. – 303с.
13. Общая биология. 9-11 классы : разноуровневые и тестовые задания / сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 240с.
14. Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе. - 2002. - №2. - 30-34с.
15. Пасечник В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии: Дисс. … докт. пед. наук. – М.: МПУ, 1994. – 269с.
16. Пименов А.В. Уроки биологии в 10 (11) классе. Развернутое планирование. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 272с.
17. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. Пособие для студентов вузов/ И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. –М.: Академия, 2003. 266с.
18. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения т.1. - М.: Про¬свещение, 1956. - 558 с.
19. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии педагогического образования. – М.: Мнемозина, 2002. – 304с.
20. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах. – М.: Педагогика, 1988. – 500с.
21. Швецов Г.Г. Дидактический материал как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Современные проблемы методики биологии, географии и экологии в школе и ВУЗе. Сборник научных трудов. –М., 1999. –С. 126-139.
22. Швецов Г.Г. Компьютерная поддержка в обучении биологии. // Материалы ежегодной конференции студентов, аспирантов и преподавателей. М.: МГОУ. 2005. с.30-31.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. - Компания «Кирилл и Мефодий», 2003.
Газета «Биология» - приложение к газете «Первое сентября». http://www.1september.ru/ru/bio.htm
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://scool-collection.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru/news.asp?ob_no=20665
Образовательный портал.Образовательная область «Естествознание». Предмет:Биология.http://www.ucheba.com/pos_rus/minimum/min_bio.htm
Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс. - Компания «Кирилл и Мефодий», 2006.
Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 11 класс. - Компания «Кирилл и Мефодий», 2007.

Поиск по тегам: интерактивное обучение, познавательная деятельность
Просмотров: 26821 Добавил: биолог (20.01.2012)

3. Аноним   (27.03.2013, 09:39)
Полностью соглашусь с первым комментатором. Отличная статья и отличная подборка, хотя я бы расширил ее, но все у каждого есть свое мнение. А мне как новичку есть в ней от чего оттолкнуться, потому что преблемы и задачи есть, а решать их можно разными способами. Еще раз спасибо за подборку и проделанную работу!

+1   Спам
2. Аноним   (21.05.2012, 20:11)
Спасибо!

+1   Спам
1. Аноним   (17.04.2012, 00:14)
Очень полезный материал.

Облако тегов

Опрос сайта

Курение


Статистика

  • Пользователи сайта:
    58120
  • Материалы для урока:
    162
  • Публикации:
    21
  • Онлайн-тестирования:
    26
  • Фотографии в альбоме:
    51
  • Любопытные факты:
    92
  • Сайты в каталоге:
    5
  • Форумные сообщения:
    7617
  • Оставленные комментарии:
    117