Главная » Публикации » 2017 » Февраль » 14

Использование игровых технологий на уроках биологии как средство стимуляции деятельностной активности


Оцените материал!
(Слайд№2)Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.
(Слайд№3)В тоже время преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
Я считаю, основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.
И, ориентируясь на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования, можно определить пути достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Это не возможно без активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них навыков самостоятельной работы. У школьников необходимо сформировать умения самостоятельно мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить в них желание узнавать новое, проявлять творческую инициативу.
На мой взгляд, наиболее яркой, использующейся как в начальной школе, так и при изучении всех предметов средней и старшей школы, на любом этапе урока, является игровая технология. (Слайд№4)
Я, думаю как и все здесь присутствующие, согласна с мнением об игре В.Ф. Шаталова (показываю на цитату). Во время игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные сведения и знания ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось непонятным, трудным для ученика, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – вот важные психологические эффекты игры, поэтому в процессе игры ученик незаметно для себя выполняет общую задачу.
Игра – мой «конёк». (Слайд№5)Игру, как метод стимуляции деятельностной активности использую во всех классах, на любом этапе урока: при объяснении, закреплении, проверки знаний, во внеклассной работе: формировании всех видов УУД.
За годы работы накопилось много игр, которые можно использовать как фрагменты уроков, а также целые уроки.
Например,
Актуализация знаний - игра «Кто больше?», игра «Найди ошибку», «Третий лишний». Так на уроках ботаники ученики, выбирают лишнее: капуста, редька, лук; томаты, картофель, чеснок; астра, хризантема, лилия. Можно ли лук, чеснок, лилии объединить в одну группу? Появилась цель, начинаем изучать новую тему.
Устный журнал «Вода – чудо природы» начинаем с разгадывания загадок.
1.Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь.
2. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт,
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
3.Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем, не найдём.
4.Ни в огне не горит
Ни в воде не тонет.

Работа с загадками помогает развивать наблюдательность, сообразительность, находчивость. Загадки могут быть использованы практически в любой теме курса «Природа» или природоведения, ботаники при закреплении нового материала, опросе учащихся, на обобщающих уроках, в качестве домашнего задания.
На этапе изучения нового материала можно использовать сюжетную игру.
Урок – сказка по теме «Строение корня»
(Слайд№6) При закреплении и повторении пройденного материала, да и на повторительно – обобщающих уроках использую игры – упражнения, например, биологическое лото. (Слайд№7) Ученикам раздаются карты с различными понятиями, вопросами, названиями растений, отрядами животных и т.д. Отдельно на маленьких карточках: ответы, рисунки Животных, продукты, получаемые из растений. Ребята должны правильно разложить карточки. Так в 8 классе при закреплении материала по теме «Класс млекопитающие» ученик получает карту с названием отрядов:

Первозвери Сумчатые Насекомоядные
Хищные Копытные
Грызуны Ластоногие Рукокрылые

Отдельно, на маленьких карточках, рисунки животных. Отвечающий должен правильно разложить рисунки животных по отрядам.
(Слайд№8,9,10 Подобную роль выполняют разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, домино. Они занимают обычно 10 – 15 минут. Большинство ребят увлекаются такой работой, она их не утомляет и в тоже время заинтересовывает. Они самостоятельно дома разгадывают и составляют кроссворды, ребусы, подбирают пословицы, поговорки к следующей теме урока. Это даёт возможность ученикам проявить инициативу, изобретательность, творчество.
(Слайд№11) Игры – путешествия служат в основном целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Это могут быть даже целые уроки.
«Путешествие по планете Земля» - урок новых знаний по теме «Разнообразие растений и животных на Земле». Весь урок ребята познавали новое, но в разных формах. Они думали, слушая Бетховена и Сухомлинского, убирали лишнее из письма – парадокса, играли в «Азбуку жизни», побывали в гостях у Нептуна.
На уроке – «Путешествуя, пишем» читали письма с разных уголков света по теме «Многообразие червей» (7 класс).
(Слайд№12,13) Очень интересны, увлекательны и познавательны ролевые игры. Это пресс конференции, суды, приёмы у врача, театрализация и т.д.
Так в курсе «Природа» (5класс) при изучении темы «Лекарственные растения и медоносы» провожу ролевую игру, в ходе которой репортёр рассказывает о фитотерапии, фармакологии, сообщают о свойствах лекарственных растений. Фитотерапевты показывают, как приготовить отвар, настой, правильно сделать ингаляцию. Экологи напоминают о бережном отношении к природе, о правильном сборе лекарственных трав. Затем ребята помогают Недоучкину вылечить друга, т.к. он сделал много ошибок и в выборе растений, и в порядке подготовки отвара, а также ингаляции.
Такие формы уроков использую при изучении следующих тем: «Болезни органов дыхания» и «Желудочно-кишечные заболевания» (9класс), «СПИД – чума ХХ века» (11класс).
(Слайд№14) Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идёт соревнование. Такие игры я часто провожу на заключительных уроках по той или иной теме. Расскажу об одном таком уроке. В начале изучения темы «Птицы» ученикам говорю об уроке – конкурсе, даю задание: приготовить рисунки «Чудо-птицы», кроссворды, вспомнить произведения о птицах, вопросы командам противникам. Урок начинается с разминки – игры «Мы идём по зоопарку раз, два, три…». Любой, кому бросают мяч, называет птицу на последнюю букву предыдущей. Например, стриж – журавль – лебедь и т. д. Затем команды задают вопросы друг другу. Учитываются и вопросы и ответы. Члены команды могут дополнять ответы своих товарищей. Следующее задание выполняют представители команд (3 человека), они должны написать рассказ, стихотворение, песню или сказку (по желанию), используя не менее 5 пословиц, произведений о птицах. Пока они сочиняют, провожу аукцион «Роль птиц в природе», побеждает тот, кто назовёт последнее значение.
Затем команды предлагают решить по одному кроссворду или разгадать чудо птицу команде противнику.
Время в игре летит быстро и вот уже произведения готовы.
Следующая игра «Поле чудес». Необходимо не только разгадать название птицы, но и рассказать о ней.
1. Кулик

2. Баклан



Другой конкурс, вызывающий интерес у ребят, узнать птицу по голосу (использую пластинку «Голоса птиц»).
И вновь конкурс на знание многообразия птиц. Читаю рассказы-загадки из книги «Часы занимательной зоологии» Т.И. Жуковой. Ребята узнают и оляпку и клеста.
Затем ребята за 1 минуту разгадывают названия птиц (косол, пеперел, лядет, бельде и др.).
В конце представители команд жалуются от имени птиц, т. е. рассказывают об исчезающих птицах, требуют их защиты.
В конце урока подводятся итоги, определяется команда победитель. Лучшие игроки получают оценки и перо «птицы Феникс».
Обобщающие уроки в среднем звене провожу как «Смотры знаний», «Конкурсы эрудитов», «Аукционы знаний». В старших классах часто использую групповые формы зачёта, на которых, учитывая психологические особенности класса, провожу различные виды работы: работа по карточкам-опросникам, программированные диктанты, тесты, аукционы, заседания клуба знатоков и т. д.
(Слайд№16)Нельзя не отметить, что познавательная активность, творческие способности ребят развиваются и на внеклассных мероприятиях.
О том, что курить вредно, знают все. Почему же ребята начинают курить? В чём вред курения? Почему курение – медленное самоубийство? На эти и другие вопросы отвечали «специалисты» на пресс-конференции «Курение медленное самоубийство. «Специалистами» и «корреспондентами», естественно, были сами ребята. (Приложение №). На эти же вопросы можно услышать ответы на «Суде над табаком» или на спектакле.
Убедить, что выполнение режима дня важно, помог устный журнал «Режим дня и здоровье», каждая страница которого в занимательной форме рассказывала о режиме дня, о закаливании. Здесь были песни, стихи, частушки, сценки – миниатюры, сказка «Петрушка и подушка».
Старшие ребята также с удовольствием с удовольствием состязаются, но в других формах. Семиклассники борются за перо птицы «Феникс» в игре Счастливый случай по теме «Птицы? Птицы. Птицы!» Напряжённая борьба развернулась в игре «Звёздный час». Ребята показали хорошие знания по всем разделам биологии растений. КВН «Здоровый образ жизни» не оставил равнодушными старшеклассников (10-11 кл.).
(Слайд№17)Учащиеся старших классов уже сами проводят классные часы для младших, используя элементы игр «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», кроссворды, загадки, ребусы.

(Слайд№18) В заключение можно сказать, что игра обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
обеспечивает личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор. При подготовке к игре, выявляются творческие способности учащихся, развивается способность самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

Просмотров: 147 Добавил: биолог (14.02.2017)

Облако тегов

Опрос сайта

С какой целью вы употребляете пиво?


Статистика

  • Пользователи сайта:
    58120
  • Материалы для урока:
    162
  • Публикации:
    21
  • Онлайн-тестирования:
    26
  • Фотографии в альбоме:
    51
  • Любопытные факты:
    92
  • Сайты в каталоге:
    5
  • Форумные сообщения:
    7617
  • Оставленные комментарии:
    117