Главная » Публикации » 2011 » Ноябрь » 1

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


Оцените материал!
Звонарёва Татьяна Ивановна, учитель биологии МОУ лицей, г. Электрогорска
"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии"
Сегодня, в условиях коренной перестройки школьного образования, обновление школы должно проходить, согласно Закону РФ «Об образовании», прежде всего в направлении создания оптимальных условий для всестороннего развития личности, для формирования человека с новым уровнем сознания. Образование, отвечающее, согласно Конвенции о правах ребёнка, интересам, склонностям и запросам школьника, как свободной и самоопределяющейся личности, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
В решении этих основных задач школы биологическое образование играет особую роль. Его огромная значимость определяется и тем, что на современном этапе развития общества человек вошёл в противоречие с природой, результат которого – экологические кризисы. Они прямое следствие безграмотного, непродуманного, небрежного, а иногда и просто варварского отношения к природе. Отсюда необходимость гармонизации отношений человек – природа и важность всеобщего экологического образования.
Биологические знания должны стать основой для формирования у учащихся различных умений и навыков, в частности таких важных, как умение проводить эксперименты, самим получать и обрабатывать информацию. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.
Правильный подход к выбору методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся, призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями и умениями. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить. А также помнить простую, но очень важную истину: все названные выше этапы усвоения знаний, умений должны выполняться лично каждым школьником, его умственным трудом под руководством учителя.
Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Степень познавательной активности учеников зависит от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий.
Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество не врождённое и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, семьи, товарищей.
Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности.
Современная педагогика, ведущие учёные методисты И. Д. Зверев и А.Н. Мягкова предлагают для активизации учебного процесса использовать проблемно – поисковые варианты словесных, наглядных и практических методов, индивидуальную и групповую форму работы, различные дидактические наглядные пособия и многое другое.
В течение ряда лет я работаю над активизацией познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, используя активные формы и методы обучения.


Прежде всего, это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера. Например, на первом уроке по «Пищеварению» в 9 классе ставлю вопрос: «Почему пища(например, молоко или куриный бульон), введённая шприцем прямо в кровь, вызывает гибель человека, а пройдя через пищеварительную систему, становится безопасной и усваивается клетками? Что происходит с пищей в пищеварительной системе человека?» Ребята высказывают свои предположения, а затем проверяют их по учебникам.
С целью активизации мыслительной деятельности и создания проблемной ситуации при изучении темы «Образование органических веществ в листьях на свету» в 6 классе предлагаю классу решить познавательную задачу: «Известно, что из одной зерновки пшеницы вырастает растение с несколькими колосками, в каждом из которых созревает около 60 зёрен; в них содержатся органические вещества. Вопрос: где, из каких веществ, при каких условиях в растении образуются органические вещества?» Высказанные учениками суждения проверяются экспериментально.
Изучение материала о «Молекулах и атомах» в курсе «Природа» в 5 классе начинается с проблемных вопросов: «Почему газ легко сжать, а твёрдое тело нет? Почему нагретый кусок стали легче изогнуть и расплющить, чем холодный?» Они возбуждают интерес к теме урока, затем идёт проблемное изложение нового материала. «Почему объёмы веществ могут изменяться: уменьшаться или увеличиваться?» Демонстрируя опыты нагревания металлического шарика, сжатие резины, помогаю найти ответы. Напоминаю о состоянии снега после снегопада и через несколько дней. Что делается со снежинками под вашими сапогами, валенками?
-Снег сжимается.
-Снежинки придавливаются, ломаются.
-Они уплотняются.
Новый вопрос: «А почему это возможно?»
-У них ломаются лучики.
-Они ближе подходят друг к другу.
Действительно, если приглядеться к снегу на вашей рукавице, то мы увидим, что между ними есть расстояние, сжимая снег, мы уменьшаем его. Мы можем предположить, что вещества также состоят из отдельных частиц, расстояние между которыми уменьшается или увеличивается при воздействии на тело. Записываем это в тетради: «Вещества состоят из отдельных частиц, между которыми есть промежутки». И снова проблемный вопрос: «Почему же вещества кажутся нам сплошными?»
«Они (частицы) очень маленькие», - предполагают ребята. Демонстрирую опыт уменьшения интенсивности окраски, который доказывает, что размеры частиц очень маленькие. Затем идёт рассказ о молекулах и атомах.
Практика показывает, Что наибольший интерес вызывают вопросы, стимулирующие поисковую деятельность, задания на нахождение и исправление чьих – либо ошибок. При изучении темы «Условия жизни организмов» в 5 классе создаю проблемную ситуацию с целью возбуждения интереса к теме урока, зачитывая письмо - «парадокс», т. е. с ошибками, такие письма с удовольствием пишут сами ребята.
«Уважаемая Татьяна Ивановна.
На каникулах ездила с папой в тундру. Красота, какая: снег, северное сияние! Представляете, прямо за посёлком лес. Ели, тополя, пальмы, карликовые берёзы. С дерева на дерево белки, обезьяны прыгают, а под ними разгуливают павлины, птицы поют. Немного отойдёшь – озеро, в нём лебеди, страусы плавают, по берегам греются бурые медведи, тюлени, дикие кабаны. А вчера ездили с папой на собаках, видели моржей, котиков, белого медведя, вдали гуляло стадо зебр. А сколько здесь ягод: морошка, вишня, черника, малина.
Р.S. Татьяна Ивановна, Вы не подумайте, что я врунишка, это письмо я написала для Ваших учеников, пусть уберут лишнее. А если захотят, напишут мне о любимых уголках природы, об интересных растениях или животных.
С уважением Наташа»
Находим ошибки в письме Наташи. Ставлю проблемный вопрос: «Почему вы выделили именно эти организмы?» Ввожу понятие о среде обитания, экологии, экологических факторах.
Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Автоматически отпадает необходимость необдуманного, неосмысленного запоминания большого объёма учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания.
Другим приёмом активизации познавательной деятельности, воздействующих также на эмоциональную сферу личности школьников является художественное слово, классическая музыка, песни, репродукции картин. Вчитываясь и вслушиваясь в живое вдохновенное слово поэта или писателя о природе, ученик испытывает эмоциональные переживания, которые, характеризуясь устойчивостью, способствуют формированию активного отношения к наблюдаемым явлениям, развитию познавательного интереса.
На уроке биологии в 6 классе по теме «Виды корней, типы корневых систем», говоря о значении корня, предлагаю вниманию класса несколько строк из стихотворения В. Жака:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти они не станут.
Эти строки формируют у детей экологическое мышление.
При изучении «Сезонных и суточных ритмов, факторов, управляющих сезонными явлениями живой природы», использую музыку П.И. Чайковского «Времена года», репродукции картин Левитана Золотая осень» и «Берёзовая роща», Саврасова «Грачи прилетели», Грабаря «Берлинская лазурь», заканчиваю словами В.А. Сухомлинского из «Письма к сыну»: «… остановись, и ты в изумлении перед красотой и в твоём сердце расцветает благородство. Перед человеком открылась радость жизни, и потому он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе…»
На уроке «Борьба за существование в природе», приступая к изучению нового материала, предлагаю учащимся проследить историю жизни одной из ёлочек (Васина ёлочка), описанную певцом русской природы М.М. Пришвиным в произведении «Корабельная роща», которую читает один из учеников.
По существу, использование этого приёма можно прировнять, на мой взгляд, к созданию проблемной ситуации в начале урока. Но создание проблемной ситуации с привлечением произведений литературы и искусства делает её острей, эмоциональней, что способствует более заинтересованному, серьёзному отношению учащихся к основному содержанию темы.
«Природа – сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть», - писал Сухомлинский. Природа – это и сильнейшее средство активизации познавательного процесса. Ни один, даже наиболее удачный урок не может заменить прямого общения с природой. Именно на экскурсии у школьников пробуждается чувство восторга переживаний, навеянных красотой природы, формируются убеждения в необходимости охраны природы. Самые первые уроки природоведения и курса «Природа» (5класс) провожу на природе. Это уроки – экскурсии «Тела живой и неживой природы. Явления природы», на которых ребята отличительные признаки живой и неживой природы, осознанно их разделяют, приводят примеры. Называют явления природы, происходящие вокруг них. В заключении читают стихи, загадывают загадки о природе, говорят о необходимости её сохранности.
Любая экскурсия в природу или музей, в теплицу или на пришкольный участок, проводимая с целью изучения нового материала или конкретизации и обобщения ранее изученного, должна носить поисковый характер, содержать самостоятельную работу учащихся.
Для повышения эффективности и качества обучения особое значение имеет активная работа учащихся при проверке их знаний и умений. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. Я стараюсь использовать такие методы и формы опроса, которые позволяют привлечь всех учащихся к активной мыслительной деятельности. Это могут быть программированные диктанты, тесты, заседания «Клуба знатоков», когда группа ребят отвечает на вопросы, а остальные задают вопросы, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов, определение растений, животных и многие другие.
Например, при опросе по теме «Многообразие растений» (5класс), чтобы включить всех ребят в работу провожу конкурс «Знатоков природы», в ходе которого за 1 минуту надо больше написать названий сухопутных растений. Следующее задание: разделить по группам ( водные, сухопутные, почвенные, паразиты) перечисленные растения: астра, картофель берёза, водоросль, горох, ряска, банан, смородина, элодея, ель, морковь, повилика, огурец, пшеница, капуста. Затем ребятам предлагается определить название растения. Гербарный лист закрыт. Ребята угадывают это растение, задавая вопросы типа: «Это растение водное? Оно многолетнее? Это дерево? И т. д.» А в заключение провожу игру «Третий лишний». Назвать лишнее растение и объяснить, почему оно так решили.
Картофель, ряска, элодея.
Повилика, пшеница, морковь.
Малина, смородина, клубника.
Горох, морковь, одуванчик.
Выделяя лишнее в последней тройке, переходим к новой теме «Дикорастущие растения».
Развитию познавательной активности учащихся способствует широкое использование лабораторных работ. Они позволяют школьникам осуществить необходимые наблюдения за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение; прогнозировать результат. Запись результатов наблюдения я предлагаю делать ребятам в виде текстовых записей, рисунков, схем, таблиц и т. д. в рабочих тетрадях или специальных с печатной основой для лабораторных работ. В конце работы ставлю проблемные вопросы для выводов и обобщений.
Одним из существенных слагаемых активизации познавательной деятельности школьников является дидактическая игра. Значению игры в образовании и воспитании детей и подростков уделялось большое внимание в работах педагогов прошлого и настоящего: Я. А. Каменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского. Вот мнение об этом В.Ф. Шаталова: «Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок».
За годы работы накопилось много игр, которые можно использовать как фрагменты уроков, а также целые уроки. При закреплении и повторении пройденного материала, да и на повторительно – обобщающих уроках использую игры – упражнения, например, биологическое лото. Ученикам раздаются карты с различными понятиями, вопросами, названиями растений, отрядами животных и т.д. Отдельно на маленьких карточках: ответы, рисунки Животных, продукты, получаемые из растений. Ребята должны правильно разложить карточки. Так в 8 классе при закреплении материала по теме «Класс млекопитающие» ученик получает карту с названием отрядов:

Первозвери Сумчатые Насекомоядные
Хищные Копытные
Грызуны Ластоногие Рукокрылые

Отдельно, на маленьких карточках, рисунки животных. Отвечающий должен правильно разложить рисунки животных по отрядам.
Подобную роль выполняют разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, домино. Они занимают обычно 10 – 15 минут. Большинство ребят увлекаются такой работой, она их не утомляет и в тоже время заинтересовывает. Они самостоятельно дома разгадывают и составляют
Кроссворды, ребусы, подбирают пословицы, поговорки к следующей теме урока. Это даёт возможность ученикам проявить инициативу, изобретательность, творчество.
Игры – путешествия служат в основном целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Это могут быть даже целые уроки. Например «Космическое путешествие» - обобщающий урок по теме «Солнечная система» курс «Природа» или природоведение 5 класс. Весь урок ученики отвечали по пройденной теме, но оформление кабинета, нестандартные формы опроса не давали ребятам скучать. Здесь был космический экзамен, космограмма, космическая азбука, космические игры.
«Путешествие по планете Земля» - урок новых знаний по теме «Разнообразие растений и животных на Земле». Весь урок ребята познавали новое, но в разных формах. Они думали, слушая Бетховена и Сухомлинского, убирали лишнее из письма – парадокса, играли в «Азбуку жизни», побывали в гостях у Нептуна.
На уроке – «Путешествуя, пишем» читали письма с разных уголков света по теме «Многообразие червей» (7 класс).
Очень интересны, увлекательны и познавательны ролевые игры. Это пресс конференции, суды, приёмы у врача и т.д.
Так в курсе «Природа» (5класс) при изучении темы «Лекарственные растения и медоносы» провожу ролевую игру, в ходе которой репортёр рассказывает о фитотерапии, фармакологии, сообщают о свойствах лекарственных растений. Фитотерапевты показывают, как приготовить отвар, настой, правильно сделать ингаляцию. Экологи напоминают о бережном отношении к природе, о правильном сборе лекарственных трав. Затем ребята помогают Недоучкину вылечить друга, т.к. он сделал много ошибок и в выборе растений, и в порядке подготовки отвара, а также ингаляции.
Такие формы уроков использую при изучении следующих тем: «Болезни органов дыхания» и «Желудочно-кишечные заболевания» (9класс), «СПИД – чума ХХ века» (11класс). Работа с загадками помогает развивать наблюдательность, сообразительность, находчивость. Загадки могут быть использованы практически в любой теме курса «Природа» или природоведения, ботаники при закреплении нового материала, опросе учащихся, на обобщающих уроках, в качестве домашнего задания.
Устный журнал «Вода – чудо природы» начинаем с разгадывания загадок.
1.Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь.
2. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт,
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
3.Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем, не найдём.
4.Ни в огне не горит
Ни в воде не тонет.

Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идёт соревнование. Такие игры я часто провожу на заключительных уроках по той или иной теме. Расскажу об одном таком уроке. В начале изучения темы «Птицы» ученикам говорю об уроке – конкурсе, даю задание: приготовить рисунки «Чудо-птицы», кроссворды, вспомнить произведения о птицах, вопросы командам противникам. Урок начинается с разминки – игры «Мы идём по зоопарку раз, два, три…». Любой, кому бросают мяч, называет птицу на последнюю букву предыдущей. Например, стриж – журавль – лебедь и т. д. Затем команды задают вопросы друг другу. Учитываются и вопросы и ответы. Члены команды могут дополнять ответы своих товарищей. Следующее задание выполняют представители команд (3 человека), они должны написать рассказ, стихотворение, песню или сказку (по желанию), используя не менее 5 пословиц, произведений о птицах. Пока они сочиняют, провожу аукцион «Роль птиц в природе», побеждает тот, кто назовёт последнее значение.
Затем команды предлагают решить по одному кроссворду или разгадать чудо птицу команде противнику.
Время в игре летит быстро и вот уже произведения готовы.
Следующая игра «Поле чудес». Необходимо не только разгадать название птицы, но и рассказать о ней.
1. Кулик

2. Баклан



Другой конкурс, вызывающий интерес у ребят, узнать птицу по голосу (использую пластинку «Голоса птиц»).
И вновь конкурс на знание многообразия птиц. Читаю рассказы-загадки из книги «Часы занимательной зоологии» Т.И. Жуковой. Ребята узнают и оляпку и клеста.
Затем ребята за 1 минуту разгадывают названия птиц (косол, пеперел, лядет, бельде и др.).
В конце представители команд жалуются от имени птиц, т. е. рассказывают об исчезающих птицах, требуют их защиты.
В конце урока подводятся итоги, определяется команда победитель. Лучшие игроки получают оценки и перо «птицы Феникс».
Систематизировать знания, ликвидировать пробелы в знаниях, отработать учебные умения и навыки позволяют обобщающие уроки. Они же позволяют учителю проверить качество усвоения данной темы. Для развития учащихся, активизации их мыслительной деятельности, возбуждения интереса к уже известному я тщательно продумываю новые по формулировке и обобщающие по смыслу вопросы, задачи, игры.
Обобщающие уроки провожу в нетрадиционных формах.
Обобщение темы «Происхождение человека» (10класс) провожу в форме дискуссии. Вопросы для обсуждения написаны на доске.
1 часть
1. Прослушайте текст: «Человек относится к отряду приматов, классу млекопитающих, типу хордовых. Как все живые организмы, он рождается, растёт, стареет, умирает. Как у всех позвоночных у него имеется внутренний скелет, замкнутая кровеносная система, постоянная температура тела… Человек обладает сознанием, осуществляет трудовую деятельность, владеет речью, широко использует огонь и другие виды энергии. У него наиболее длительный из всех других животных период детства и в значительной мере

развита негенетическая, т. е. социальная наследственность. Взаимоотношения человека с природой принципиально отличаются от взаимоотношений с природой его предков – животных». Какие из приведённых в тексте данных относятся к человеку как биологическому существу, и какие – как социальному.
2. Какие органы главным образом изменялись у предков человека в процессе их эволюции, в каком направлении совершенствовались эти органы?
3. В каком направлении изменялся образ жизни предков человека в процессе их эволюции?
4. В каком направлении происходило совершенствование орудий труда?
5. Как совершенствовались орудия труда предков человека в зависимости от изменения их анатомии и образа жизни?
6. В чём принципиальное отличие эволюции человека от эволюции животных?
7. Что имел в виду К. Маркс, когда писал: «… культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, … оставляет после себя пустыню?»

2 часть
1. Какие причины привели к возникновению разных человеческих рас?
2. Докажите, что только в прошлом расовые признаки носили адаптивный характер.
3. Подтвердите фактическим материалом каждый из приведённых ниже выводов.
Расовые различия людей возникли значительно позже окончательного выделения человека животных из мира животных …. Все человеческие расы сходны между собой. Различия в уровне культуры не связаны с биологическими особенностями людей разных рас.
4. Объясните, почему расовые предрассудки реакционны и являются тормозом для дальнейшего прогресса человечества.
5. Приведите примеры появления расизма в настоящее время. Докажите несостоятельность расизма.

Обобщающие уроки в среднем звене провожу как «Смотры знаний», «Конкурсы эрудитов», «Аукционы знаний». В старших классах часто использую групповые формы зачёта, на которых, учитывая психологические особенности класса, провожу различные виды работы: работа по карточкам-опросникам, программированные диктанты, тесты, аукционы, заседания клуба знатоков и т. д.
Эффективность учебной деятельности зависит от использования меж предметных связей. Знания по химии, физике, географии часто служат опорой для понимания сущности биологических явлений (фотосинтеза, энергетического обмена, биосинтеза белков и др.).
Активизировать познавательную деятельность учащихся помогают интегрированные уроки. Интегрированные уроки я проводила с учителями литературы, труда («Тутовый шелкопряд и шелководство»), химии (лекция «Белки, их строение, свойства, функции», семинар «Белки – высокомолекулярные полимеры»).
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку. А ведь, как сказал В. А. Сухомлинский: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли». Многие темы уроков природоведения знакомы ребятам из курса природоведения начальной школы, и поэтому материал представляется им хорошо известным и неинтересным, он воспринимается поверхностно. Поэтому я пересмотрела планирование материала и составила программу курса «Природа». (Приложение № )
Из описанных выше способов активизации познавательной деятельности учащихся при изучении курса «Природа» видно, что я уделяла основное внимание усвоению школьниками учебного материала непосредственно на уроке.
При изучении знакомых повторяющихся тем необходимо показать его новизну, важно возбудить эмоциональную сторону интереса. При изучении темы «Вода» вводный урок провожу как устный журнал. В его подготовке и проведении активное участие принимают сами ребята.
Учитывая психологические и возрастные особенности учащихся, обобщающие уроки провожу в таких формах как «Конкурс эрудитов», «Аукцион знаний», «Урок состязание», «Смотр знаний».
При оценке знаний, наиболее активные учащиеся, показавшие глубокие и прочные знания и умения, получают особые знаки, «медали», «палочки – выручалочки», и т. п.
Нельзя не отметить, что познавательная активность, творческие способности ребят развиваются и на внеклассных мероприятиях.
О том, что курить вредно, знают все. Почему же ребята начинают курить? В чём вред курения? Почему курение – медленное самоубийство? На эти и другие вопросы отвечали «специалисты» на пресс-конференции «Курение медленное самоубийство. «Специалистами» и «корреспондентами», естественно, были сами ребята. На эти же вопросы можно услышать ответы на «Суде над табаком» или на спектакле.
Убедить, что выполнение режима дня важно, помог устный журнал «Режим дня и здоровье», каждая страница которого в занимательной форме рассказывала о режиме дня, о закаливании. Здесь были песни, стихи, частушки, сценки – миниатюры, сказка «Петрушка и подушка».
С неиссякаемым упорством состязались пятиклассники в космическом турнире. Они отвечали на вопросы королевы страны «Познания», рассказывали о своих планетах, состязались в умении объясняться, не зная языка, в спорте и многом другом. Результатом был Указ королевы о создании Космической республики.
Старшие ребята также с удовольствием с удовольствием состязаются, но в других формах. Восьмиклассники борются за перо птицы «Феникс» в игре Счастливый случай по теме «Птицы? Птицы. Птицы!» Напряжённая борьба развернулась в игре «Звёздный час». Ребята показали хорошие знания по всем разделам биологии растений. КВН «Здоровый образ жизни» не оставил равнодушными старшеклассников (10-11 кл.).
Учащиеся старших классов уже сами проводят классные часы для младших, используя элементы игр «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», кроссворды, загадки, ребусы.
Подводя итог, можно сказать, что для успешного усвоения материала по биологии важно сочетать традиционные формы обучения с активными. Многолетний опыт работы по активизации познавательной деятельности показал её высокую эффективность: успеваемость школьников по биологии стала значительно выше (80%), многие мои ученики являются победителями биологических олимпиад. Выпускники поступают в высшие и средние специальные учебные заведения, успешно сдавая экзамены по биологии. Оказывает она и своё положительное влияние на развитие личности ребёнка. Дети имеют хорошую речь, развитое мышление, с увлечением работают на уроках.

Поиск по тегам: познавательная деятелность, обучение, Биология
Просмотров: 14830 Добавил: биолог (01.11.2011)

Облако тегов

Опрос сайта

Ваше отношение к вакцинации от гриппа?


Статистика

  • Пользователи сайта:
    58120
  • Материалы для урока:
    162
  • Публикации:
    21
  • Онлайн-тестирования:
    26
  • Фотографии в альбоме:
    51
  • Любопытные факты:
    92
  • Сайты в каталоге:
    5
  • Форумные сообщения:
    7617
  • Оставленные комментарии:
    117